ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ (ELEMENTARTEILCHEN)

Режиссер Оскар Рёлер

Сценарист Оскар Рёлер (по роману Мишеля Уэльбека)

Продюсеры: Бернд Эйхингер, Оливер Бербен

Актеры: Мориц Бляйбтрой, Кристиан Ульмен, Мартина Гедек, Франка Потенте, Нина Хосс и др.

Продолжительность 110 мин.

Жанр: драма 

Производство: Германия

 


Год выпуска: 2006

    Трагииронические романы самого, наверное, отчаянного пессимиста среди современных писателей Мишеля Уэльбека до сей поры казались мне не подлежащими экранизации. Я ошибался, так полагая, хотя и на самом деле сюжеты их не ветвисты, неконтактные герои-аутсайдеры обречены на одиночество и скорый уход из бытия, в котором вседозволенность тождественна бессмысленности. Гениальный ли ты биолог-одиночка или жаждущий любви учитель-неврастеник, сорокалетний ли девственник или плейбой, обретший наконец настоящую любовь, - полнота жизни не для тебя, счастье невозможно, а приобретенный опыт не становится путеводной звездой.
      Почему так? Да потому, что человек разумный - отнюдь не высшее достижение мироздания, но одна, причем мало чем, по сути, от прочих отличающаяся, из мириадов ее, природу, составляющих элементарных частиц, основное, если не единственное назначение которых - размножение. Да ведь и хуже того: амёба спаривается с себе подобной бессознательно (скорее всего), элементарная же частица "человек" отличием своим от прочих обречена на поиск, на выбор, чаще всего ошибочный, а в случае Уэльбека - на не-выбор, и неутешительное конечное осознание бессмысленности собственных судорог.
      Судьба одного из двух главных героев "Элементарных частиц" - романа и фильма - отчасти напоминает судьбу героя-рассказчика ремарковских "Трех товарищей". Но и принципиально отлична. Обретя после мучительных едва ли не ста лет одиночества любовь, Бруно скоро теряет ее, но, в отличие от мужественных персонажей прежней литературы, вместе с ней теряет и себя, ведь для того, чтобы несчастье стало трагедией, человек должен быть способен на героизм. А тут - элементарные частицы.
      Я не иронизирую - повода нет. Уэльбек пишет сильно и выводы делает, к сожалению, правильные - таков сегодняшний европеец в массе: сытый, слабый, сексуально озабоченный и неспособный на самопожертвование. Оттого и живущий бессмысленно, и умирающий навсегда. Впрочем, о том трезвомыслящие люди предупреждали нас задолго и до постмодернистов, и даже до экзистенциалистов. Достоевский, например...
     Теперь о фильме, кстати сказать, закономерно снятом не соотечественниками знаменитого француза, а немцами: воистину, что в этом беспросветном пессимисте сугубо галльского? 
      Два сводных брата - выдающийся биолог и неврастеничный школьный учитель - воспитанные бабушками, поскольку свободолюбивая мамаша, прижившая их от разных отцов, предпочла прожить свою жизнь в коммунах хиппи, предстают перед нами в двух точках жизненного перелома, в период половых кризисов: 15-летними подростками и сорокалетними мужчинами. Вместе с олицетворенными персонажами в этих же точках мы видим и героя как бы заглавного - послевоенный ХХ век, исподволь превращающий мирных европейских обывателей из людей, наделенных волей и сознанием, в элементарные частицы. Один из братьев - погруженный в науку и размышления о бытии ученый, в котором на наших глазах размышление побеждает опыт. Другой - эмпирик. Оба несчастливы и асоциальны, каждый по-своему. Точно так же каждый из братьев по-своему переживает и единственную, отпущенную судьбой, истинную, но короткую любовь. В романе оба теряют любимых, в фильме - только один. Но и в книге, и в ее экранизации оба героя теряют себя, или, точнее, демонстрируют невозможность состояться, превратиться из куколок в бабочки. Формально по причине, с одной стороны, гиперсексуальности, с другой - асексуальности, ибо один из них - вечный подросток, другой - изначально монах, да оба к тому же "рожденные в года глухие".
      Всякая экранизация немаленького, да еще и философского  романа, уже на уровне сценария требует значительных изменений и сокращений, отчего являющаяся на Божий свет картина и предстает обычно более или менее полным, точным (в лучшем случае - адекватным) альбомом иллюстраций к книге. Изменений и сокращений в нашем случае тоже предостаточно, в частности, опущена вся, так сказать, фантастическая составляющая, может быть, лучшей за последние десятилетия социальной антиутопии, искоренена почти подчистую и сделавшая Уэльбека знаменитым фирменная его бесчувственная порнография. Названные (и не названные) обрезания, конечно же, лишают получившуюся в итоге историю оригинальности, а с ней и художественной самостоятельности. Это следует признать безоговорочно.
     Но не все столь уж плохо, даже несмотря на концовку, в которой уэльбековские ирония и трагедия окончательно нивелируются мелодрамой. Есть ряд отменных эпизодов, к примеру, ретроспекции в начало 70-х, отменно же и разыгранных (плохих актерских работ здесь, собственно, вообще нет), есть в целом аура уэльбековских философствований, есть стиль, есть интересные монтажные стыковки, есть отменная камера, есть, наконец, блистательная, на уровне гениальной, работа Морица Бляйбтроя, волшебным образом оживившего, вочеловечившего своего героя, иными словами, заставившего страдать элементарную частицу. Или, может быть, функцию, ибо персонажи уэльбековских романов - не герои, а функции в чистом виде. Герой же у него, по сути, один - время, сочетающее в себе и Бога, и дьявола, и, пожалуй, даже романиста-создателя функций.
      Так вот, Бляйбтрой смог сыграть не только мучительное рождение человека из элементарной частицы и даже не только не менее мучительный обратный переход, то есть - с его-то внешностью и популярностью - изобразить вечного, во всей его изменчивости и неизменности, подростка, но и отразить на лице своего персонажа эту жуткую игру времени, причем без каких-либо внешних перемен.
     Все прочие актеры (кстати сказать, сплошь - звезды немецкого кино) нигде не перетягивают одеяло на себя, а интересно и достойно аккомпанируют, или даже слегка оппонируют Бляйбтрою и в целом выглядят грамотным и увлеченным ансамблем.
      В заключение - о руководителе ансамбля, о режиссере Оскаре Рёлере, пришедшем в кино из журналистики и до "Элементарных частиц" отрекомендовавшем себя картиной со скандальным названием "Suck my dick". Если, однако, судить не понаслышке и не по воображаемым аналогиям, а по тому, что видел, следует, пожалуй, сказать, что это, несомненно, одаренный кинематографист, от которого можно в дальнейшем ждать добротных фильмов. Пусть даже и не более чем добротных, но что с того? Оно ведь и сам великий и ужасный "Карл Маркс секса" Мишель Уэльбек послабее Экклезиаста будет.

 

 

Фильм «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ (ELEMENTARTEILCHEN)»
Год выпуска: 2006

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие