ВСЁ О ЕВЕ (ALL ABOUT EVE)
Режиссер и сценарист Джозеф Л. Манкевич
Оператор Милтон Краснер
Композитор Альфред Ньюман
Продюсер Дэррил Занук
Актеры: Бетт Дэвис, Энн Бакстер, Селеста Холм, Мэрилин Монро, Джордж Сэндерс,
Гэри Меррилл, Хью Марлоу, Гэри Рэтофф, Телма Риттер, Барбара Бэйтс и др.
Продолжительность 138 мин.
Жанр: драма
Производство: США
Год выпуска: 1950
Таланты и поклонники, терпеливо ждущие своих кумиров в подъездах и подворотнях...
Чтобы прикоснуться к своему кумиру, взять у него автограф, в лучшем случае залезть
в его постель? Это вы так думаете - и ошибаетесь: речь не о волках и овцах, скорее
- о волках и волкодавах. В шоу-бизнесе, даже если это сам его величество драматический
театр середины прошлого века, не бывает ни бескорыстного служения искусству, ни
невинного обожания кумиров. Это вам не водевиль с куплетами. Как было сказано
в другом фильме, снятом в другой стране и в другую эпоху: "Господа, вы - звери!"
Итак, девица с кротким взглядом ежедневно простаивает в театральной подворотне,
поджидая знаменитую драматическим талантом и львиным характером метрессу. Случайная
встреча с приятельницей прославленной актрисы приводит ее в звездный дом, где
она, рассказав акулам сцены и пера жалостное сочинение о неудавшейся молодости
и своем обожании скандальной дивы, становится для той незаменимым секретарем.
Когда дива обнаруживает, какую Арахну с ледяным взглядом она на самом-то деле
пригрела, оказывается, что время упущено, и кудрявая "малышка" (как называют шуструю
девицу все задействованные в истории мужчины) не только навела в богемном доме
собственный железный порядок, но и покорила сердца продюсера, режиссера и драматурга.
Больше того, сплела сеть интриг, из которой ни скандальной диве, ни ее окружению
без потерь уже не выбраться. И наименьшая из тех потерь для стареющей звезды -
выпустить вчерашнюю поклонницу на сцену, отдав ей собственные коронные роли.
Вышеприведенный пересказ сюжета намеренно схематичен - фильм нельзя пересказать,
поскольку он интересен не действием, в сущности, именно что водевильным и совершенно
предсказуемым, за исключением, может быть, финального эпизода, точнее сказать
- эпилога в духе О` Генри. Фильм Джозефа Манкевича, снятый в те времена, когда Голливуд еще не ориентировался
исключительно на потребу озабоченного подростка, представляет собой, по сути,
спектакль за кулисами, тем не менее очень кинематографичный и удивительно тонко
и правдиво разыгранный тремя актрисами. Они как бы воплощают разные грани всеобщей
женской и в то же время специфической - актерской - сущности (не напрасно же лента
называется "Всё о Еве"), но не только. Они - суть театра, точнее его, может быть,
главная ипостась, которую я бы определил с помощью парадокса: театр есть вечный
временщик. Но вспомним: "Весь мир - театр". И то, и другое - люди и обстоятельства;
ни то, ни другое не бессмертно и не божественно.
Об этом и фильм, равно как и о том, что все мы - калифы на час, что каждый
заменим, что свято место пусто не бывает, что слава мирская проходит раньше, чем
мы об этом начинаем догадываться, что трагедия - это обратная сторона водевиля,
что очаровательная овечка Льва Гурыча Синичкина, может, и обожает сцену, но далеко
не бескорыстно, и за фарфоровым ее васильковым взором скрывается хищный оскал
молодой волчицы, ждущей, когда старая самка споткнется. И не просто ждущей.
"Всё о Еве" едва ли не единодушно признается критиками как бенефис Бетт Дэвис
- одной из крупнейших драматических актрис довоенного Голливуда. Но, право же,
на мой взгляд, Энн Бакстер, отнюдь не обладавшая столь выразительной внешностью,
свою оппонентку переиграла. Опять же пересказать эту дуэль невозможно, ее надо
увидеть собственными глазами, надо самому оценить те два-три мгновенных перевоплощения
овцы в волчицу, осуществленных актрисой только взглядом. Надо оценить мастерство
Манкевича, превратившего, по всей видимости, заурядный женский рассказ, напечатанный
в глянцевом "Космополитене", в масштабную драму о страстях человеческих - индивидуальных
и общественных, и заставившего соперничающих и по тексту, и в реальности актрис
пропеть этот гимн торжествующей ненависти слаженным ансамблем.
И это еще не все. Рассказав вечную историю о вечной коллизии, режиссер зафиксировал
ее в убийственных точных, живых приметах времени: перед нами именно послевоенная
Америка, где телевизор еще не заменил ни кино, ни даже театр, а женщина еще не
отменила мужчины. Им еще интересно разыгрывать общую партию. Однако лидируют в
ней, может быть, и сами того не осознавая, уже представительницы слабого пола.
Волчицы.
Великий фильм, один из немногих великих даже в старом Голливуде.
Фильм «ВСЁ О ЕВЕ (ALL ABOUT EVE)»
Год выпуска: 1950
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Прочие