ПАРИЖ, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ (PARIS, JE T`AIME)

Режиссеры: Том Тыквер, Итэн Коэн, Джоэл Коэн, Жерар Депардье, Гас Ван Сэнт, Уэс Крэйвен, Альфонсо Куарон, Винченцо Натали, Александр Пейн и др.

Актеры: Жюльетт Бинош, Фанни Ардан, Боб Хоскинс, Стив Бушеми, Элайджа Вуд, Ник Нолти, Натали Портман и др.

Продюсеры: Клоди Оссар, Эммануэль Бенбии

Продолжительность 115 мин.

Жанр: лирическая драма/мелодрама

Производство: Франция - Германия - Швейцария

 


Год выпуска: 2006

    Гораздо точнее этому сборнику кинематографических верлибров подошло бы название "Париж. Я люблю тебя...", или "Париж: я люблю тебя". Во всяком случае, запятая после города, скорее, выдает за действительное лишь желаемое продюсерами, на деле же двадцать режиссеров сняли свои пятиминутки - да, о любви, но не к Парижу, а - в Париже и, к тому же, куда больше о любви к самим себе, к своему кино, нежели даже просто о человеческой любви. Исключение, пожалуй, лишь одно - новелла о влюбившейся именно в город американской туристке, одинокой, некрасивой и уже немолодой провинциальной почтальонши.
      Не будем сейчас рассуждать о том, плохо это или хорошо. Это для сегодняшнего дня и для сегодняшнего кинематографа естественно - мы живем в эпоху разрушения мифов, а разрушать можно из каких угодно соображений, но никак не из любви, ибо любовь - это самоотдача другому, в каком-то смысле даже саморазрушение во имя. Нынешний художник не столько честолюбив, сколько себялюбив. Себялюбие же - это чаще всего потакание собственным слабостям.
      Отсюда - а вовсе не потому, что авторами решаются творческие или идеологические сверхзадачи - один полуголливудский режиссер даже в пятиминутке упрямо гнет свою, честно говоря, задолбавшую всех нормальных людей, голубую линию; другой - как пустился галопом десять лет назад по Германии, так летит, не глядя по сторонам, и по Парижу; третий, чтоб как-то свести концы с концами и создать семью из пары совершенно чуждых друг другу разнополых (видать, исключительно по причине политкорректности - надо ж и натуралам отдать их натуральное) любовников, призывает на помощь дух не кого-нибудь - Оскара Уайльда (!!); четвертый не находит в Париже ничего более интересного, чем показать подземку, где не то любовник, не то сутенер ничем не примечательной стервы избивает ни бельмеса не понимающего по-французски и вообще по жизни недотепистого американца за то, что эта стерва ему подмигнула; пятый с помощью потускневшей Жюльетт Бинош выкручивает из житейской трагедии мистическую мелодраму в духе Стивена Кинга; шестой заставляет Ардан и Хоскинса бормотать нечто полуузнаваемое из какого-то старого нуара; седьмой с помощью унылого хоббита травестирует вампирскую тематику; восьмой разыгрывает бесконечную партию Ромео и Джульетты на межнациональном материале... И так все два часа. Впрочем, права К. Тарханова, одно хорошо - не скучно, любопытно посмотреть, как каждый из старых знакомцев разыграет свою карту. Только вот общей партии все же не получается - любовь к себе в искусстве диктует сильнее, чем продюсеры, не говоря уж о самом искусстве.
      И поневоле вспоминаешь сборники киноновелл 60-х - 70-х, когда постмодерн не слопал еще вместе с текстами художника, а глобализация - человеческую личность. Но что толку ностальгировать - мы имеем то, что имеем: искусство как наркотик, искусство как развлечение - чтоб глазал отдыхал, а душа забывалась. Недаром же в этом признании любви к Парижу (или в признании любви в Париже) не участвовали ни Кустурица, ни Альмодовар, ни фон Триер, ни Ким Ки-Дук, ни даже, за исключением человека снимающегося, но не снимающего - Депардьё, собственно французские режиссеры, не говоря уж о классиках, вроде Бергмана, Формана, Осимы или Антониони. Недаром же и сам Париж снят в таких закоулках, какие есть в любом американском-европейском-азиатском городишке, или в метро, или вовсе в интерьерах. Ну глаз и отдыхает: в подземке подметено, в комнатах сумрачно, а на самой известной могиле кладбища Пер-Лашез посиживает нога за ногу британский денди, ничем не напоминающий поэта, спускавшегося в преисподнюю.
      Так что ж, все столь безысходно? Да вовсе нет - и мусульманская Джульетта отнюдь недурна, и нестареющая Ардан очами сверкает, как то было еще при Трюффо, и, напротив, сильно постаревший Нолти мастерски пародирует свои же прежние роли в экранизациях романов Генри Джеймса, и Вуд кусается с подвернувшейся под фонарем вампиршей не в пример круче, чем даже присниться может птенцам гнезда Бекмамбетова, и даже робко пробуждающийся гомик Ван Сента способен вызвать сочувствие у особо сердобольных. В общем, посмотреть можно, только ни настоящего героя от Парижа демократично-политкорректных спальных новостроек, ни подлинной поэзии от постмодернистских верлибров ждать не следует. От двадцатки занесенных Голливудом в кинематографическую столицу мира, в котором забыли о божестве и вдохновении. А без них какие уж там и жизнь, и слезы, и любовь?
      Не перечесть ли впрямь "Женитьбу Фигаро" или хоть "Праздник, который всегда с тобой", не пересмотреть ли Карне или хоть Кристиан-Жака?

 

 

Фильм «ПАРИЖ, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ (PARIS, JE T`AIME)»
Год выпуска: 2006

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие