ПАРИЖ, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ (PARIS, JE T`AIME)
Режиссеры: Том Тыквер, Итэн Коэн, Джоэл Коэн, Жерар Депардье, Гас Ван Сэнт, Уэс
Крэйвен, Альфонсо Куарон, Винченцо Натали, Александр Пейн и др.
Актеры: Жюльетт Бинош, Фанни Ардан, Боб Хоскинс, Стив Бушеми, Элайджа Вуд, Ник
Нолти, Натали Портман и др.
Продюсеры: Клоди Оссар, Эммануэль Бенбии
Продолжительность 115 мин.
Жанр: лирическая драма/мелодрама
Производство: Франция - Германия - Швейцария
Год выпуска: 2006
Гораздо точнее этому сборнику кинематографических верлибров подошло бы название
"Париж. Я люблю тебя...", или "Париж: я люблю тебя". Во всяком случае, запятая
после города, скорее, выдает за действительное лишь желаемое продюсерами, на деле
же двадцать режиссеров сняли свои пятиминутки - да, о любви, но не к Парижу, а
- в Париже и, к тому же, куда больше о любви к самим себе, к своему кино, нежели
даже просто о человеческой любви. Исключение, пожалуй, лишь одно - новелла о влюбившейся
именно в город американской туристке, одинокой, некрасивой и уже немолодой провинциальной
почтальонши.
Не будем сейчас рассуждать о том, плохо это или хорошо. Это для сегодняшнего
дня и для сегодняшнего кинематографа естественно - мы живем в эпоху разрушения
мифов, а разрушать можно из каких угодно соображений, но никак не из любви, ибо
любовь - это самоотдача другому, в каком-то смысле даже саморазрушение во имя.
Нынешний художник не столько честолюбив, сколько себялюбив. Себялюбие же - это
чаще всего потакание собственным слабостям.
Отсюда - а вовсе не потому, что авторами решаются творческие или идеологические
сверхзадачи - один полуголливудский режиссер даже в пятиминутке упрямо гнет свою,
честно говоря, задолбавшую всех нормальных людей, голубую линию; другой - как пустился галопом десять лет назад по Германии, так летит, не глядя по
сторонам, и по Парижу; третий, чтоб как-то свести концы с концами и создать семью
из пары совершенно чуждых друг другу разнополых (видать, исключительно по причине
политкорректности - надо ж и натуралам отдать их натуральное) любовников, призывает
на помощь дух не кого-нибудь - Оскара Уайльда (!!); четвертый не находит в Париже
ничего более интересного, чем показать подземку, где не то любовник, не то сутенер
ничем не примечательной стервы избивает ни бельмеса не понимающего по-французски
и вообще по жизни недотепистого американца за то, что эта стерва ему подмигнула;
пятый с помощью потускневшей Жюльетт Бинош выкручивает из житейской трагедии мистическую
мелодраму в духе Стивена Кинга; шестой заставляет Ардан и Хоскинса бормотать нечто
полуузнаваемое из какого-то старого нуара; седьмой с помощью унылого хоббита травестирует
вампирскую тематику; восьмой разыгрывает бесконечную партию Ромео и Джульетты
на межнациональном материале... И так все два часа. Впрочем, права К. Тарханова,
одно хорошо - не скучно, любопытно посмотреть, как каждый из старых знакомцев
разыграет свою карту. Только вот общей партии все же не получается - любовь к
себе в искусстве диктует сильнее, чем продюсеры, не говоря уж о самом искусстве.
И поневоле вспоминаешь сборники киноновелл 60-х - 70-х, когда постмодерн
не слопал еще вместе с текстами художника, а глобализация - человеческую личность.
Но что толку ностальгировать - мы имеем то, что имеем: искусство как наркотик,
искусство как развлечение - чтоб глазал отдыхал, а душа забывалась. Недаром же
в этом признании любви к Парижу (или в признании любви в Париже) не участвовали
ни Кустурица, ни Альмодовар, ни фон Триер, ни Ким Ки-Дук, ни даже, за исключением
человека снимающегося, но не снимающего - Депардьё, собственно французские режиссеры,
не говоря уж о классиках, вроде Бергмана, Формана, Осимы или Антониони. Недаром
же и сам Париж снят в таких закоулках, какие есть в любом американском-европейском-азиатском
городишке, или в метро, или вовсе в интерьерах. Ну глаз и отдыхает: в подземке
подметено, в комнатах сумрачно, а на самой известной могиле кладбища Пер-Лашез
посиживает нога за ногу британский денди, ничем не напоминающий поэта, спускавшегося
в преисподнюю.
Так что ж, все столь безысходно? Да вовсе нет - и мусульманская Джульетта
отнюдь недурна, и нестареющая Ардан очами сверкает, как то было еще при Трюффо,
и, напротив, сильно постаревший Нолти мастерски пародирует свои же прежние роли
в экранизациях романов Генри Джеймса, и Вуд кусается с подвернувшейся под фонарем
вампиршей не в пример круче, чем даже присниться может птенцам гнезда Бекмамбетова, и даже робко пробуждающийся гомик Ван Сента способен вызвать сочувствие у особо
сердобольных. В общем, посмотреть можно, только ни настоящего героя от Парижа
демократично-политкорректных спальных новостроек, ни подлинной поэзии от постмодернистских
верлибров ждать не следует. От двадцатки занесенных Голливудом в кинематографическую
столицу мира, в котором забыли о божестве и вдохновении. А без них какие уж там
и жизнь, и слезы, и любовь?
Не перечесть ли впрямь "Женитьбу Фигаро" или хоть "Праздник, который всегда
с тобой", не пересмотреть ли Карне или хоть Кристиан-Жака?
Фильм «ПАРИЖ, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ (PARIS, JE T`AIME)»
Год выпуска: 2006
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Прочие