РАЗРИСОВАННАЯ ВУАЛЬ (THE PAINTED VEIL)

Режиссер Джон Куррэн
Сценарист Рон Найсванер
Оператор Стюарт Драйбург
Композитор Александр Десплат
Продюсеры: Антония Барнард, Сара Коллетон и др.
Актеры: Наоми Уоттс, Эдвард Нортон, Лив Шрайбер, Салли Хоукинс, Тоби Джонс и др.
Продолжительность 125 мин.
Жанр: драма
Производство: США - Китай


Год выпуска: 2006

    Прежде всего, объясню выбор этой мало чем примечательной, скорее просто добротной картины для рецензии. Купив с десяток пиратских сборок, дабы познакомиться с новинками кинопроката, последовательно принимаясь их просматривать и столь же последовательно прекращая это занятие самое позднее к двадцатой минуте картины ("Кровавый алмаз", "Мальчик-оборотень", "Альфа-дог" и проч.), эту я смог досмотреть до конца. Кроме того, "Разрисованная вуаль"-2006 - римейк картины 1934 года по роману Сомерсета Моэма, с Гретой Гарбо в главной роли. Еще кроме того, главную мужскую роль здесь сыграл один из лучших драматических актеров Голливуда Эдвард Нортон. Ну и плюс китайская экзотика 20-х гг. прошлого столетия. Как было не досмотреть?
    И досмотрел, не особо часто поглядывая на часы. А вот рассказать особо-то нечего.
    Сюжет коротко таков. В середине 20-х годов молодой британский врач и бактериолог в одночасье женится на девушке, не успевшей его полюбить, и уезжает с ней в Китай, где усиленно изучает холерный штамм, оставляя свою "половину" скучать в одиночестве, в отрыве от привычной среды и развлечений. Скука и свобода приводят молодую и совершенно неопытную женщину в объятия развратника-финансиста, о чем муж тотчас узнает, но, в силу характера и воспитания, не устраивает ни драки, ни скандала, а предлагает жене выбор: либо развод, который невозможен без общественного порицания изменницы, либо они вместе уезжают в глухую китайскую деревню, где разразилась эпидемия холеры. Утратив надежду на то, что любовник женится на ней, женщина соглашается ехать в глушь. Там и мужу, и жене предстоит пройти через долгое отчуждение, одиночество, тяжкий и опасный труд, ужасы мора и надвигающейся революции, чтобы по-настоящему узнать друг друга и самих себя и, наконец, полюбить. Увы, эта любовь не успевает сделать их счастливыми, поскольку врач заражается холерой и в мучениях умирает на руках супруги.
    История, в общем, не блещущая ни оригинальностью, ни хитросплетениями сюжета. Типичная социально-психологическая c уклоном в экзотику драма отчасти на британский лад. Каков роман - сказать не могу, не читал, к сожалению. Фильм же мог бы быть хорошим, если бы в пару к Нортону добавить европейскую актрису, умеющую изображать душевные переживания во всей гамме не только тонов, но и полутонов. Наоми Уоттс, вероятно, не Грета Гарбо, и с полутонами не справляется, а так как занимает собой большую часть экранного времени, то и фильм в целом кажется пустоватым. Впрочем, его спасает профессиональная режиссура, тонкая музыка и великолепная камера, столь живая и пристальная, что китайские пейзажи можно с удовольствием смотреть и в отрыве от сюжета. С другой стороны, революционная ситуация и картины мора сами по себе могли бы увлечь зрителя, если бы вторых было побольше, а первые сделаны бы были поглубже. Но и то, и другое здесь - лишь фон. Однако есть в "Разрисованной вуали" и настоящие удачи - актерские работы в ролях второго плана и эпизодах. Вот они, Салли Хоукинс, Тоби Джонс и все те, кто обозначены как "и др.", хороши безусловно.
    Вероятно, за неимением большего, следовало бы в заключение поговорить о том самом "бремени белого человека", которое являлось сверхзадачей для многих британских писателей, обращавшихся в конце XIX - начале ХХ вв. к восточной тематике, но как эта сверхзадача решается не у Киплинга, а у Моэма, я не знаю, в фильме же это "бремя" по нашим, политкорректным временам, не педалируется, так что и тут сказать тоже особо нечего.
    Осталось подвести итоги и таки ответить на вопрос: зачем же я все-таки написал эту короткую рецензию. Ответ, думаю, вполне подводящий итоги, таков: эту средней руки, но качественно сделанную ленту, я предлагаю вниманию читателей потому, что она, далеко не достигающая уровня лучших восточных фильмов или "Последнего императора" Бертолуччи, к великому сожалению, просто не имеет, на мой взгляд, соперниц среди новинок кинопроката в драматическом на пограничье с мелодрамой жанре, а ведь таковых уже, кажется, заждались те кинолюбы, которым не в радость исключительно спецэффектные боевики и молодежные хохмы в стиле "прикинь, какая телка, братан".

Фильм «РАЗРИСОВАННАЯ ВУАЛЬ (THE PAINTED VEIL)»
Год выпуска: 2006

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие