АПОКАЛИПСИС (APOCALYPTO)
Режиссер Мел Гибсон
Сценаристы: Мел Гибсон, Фархад Сафиния
Оператор Дин Семлер
Композитор Джеймс Хорнер
Продюсеры: Мел Гибсон, Брюс Дейви
Актеры: Руди Янгблад, Далия Эрнандес, Джонатан Брюер, Моррис Бёрдйеллоухэд, Майра
Сербуло, Герадо Таразена, Рауль Трухильо и др.
Продолжительность 145 мин.
Жанр: философская притча в жанре историко-этнографического боевика
Производство: США
Год выпуска: 2006
Эта история могла произойти в эпоху заката цивилизации майя так же, как и
в эпоху заката инков и любой другой человеческой цивилизации, например, нашей,
европейской. Потому "Апокалипсис" Мела Гибсона - весьма своевременный фильм. Впрочем,
не первый в ряду его апокалиптических работ, фильмов-предупреждений. Первым был
"Страсти Христовы". И если всерьез задуматься об "Апокалипсисе", неизбежно придешь к выводу: это
вариация на ту же тему, только сделанная в жанре не триллера, а боевика.
Почему о столь серьезных вещах Гибсон размышляет в столь, кажется, неподходящей
стилистике? А почему бы и нет? Как известно, все жанры хороши, кроме скучных.
И уж скучными ни "Страсти", ни "Апокалипсис" никак не назовешь (в отличие, кстати,
от традиционно благостных да еще ж и политкорректных - с неграми и китайцами -
пересказов историй из Ветхого и Нового заветов, ежегодно поставляемых западным
кинематографом на мировой рынок). Последний смотрится безотрывно, несмотря на
изрядный хронометраж, несмотря на то, что сюжет картины банален и страдает, с
исторической точки зрения, заведомыми анахронизмами, а если говорить о здравом
смысле - типичными для боевиков нарушениями логики и правдоподобия. Но кто и когда,
кроме, разве что великолепного правдолюбца Алекса Экслера, искал в боевике, пусть
даже историческом или этнографическом, правдоподобия? И, с другой стороны, "Апокалипсис"
- притча, а последняя говорит о вечных вещах, используя любой подходящий пример,
не заботясь о правдивых подробностях.
Поэтому я совершенно не согласен с теми немалочисленными критиками, которые
восприняли "Апокалипсис" как именно историко-этнографическую ленту и недоумевали,
отчего, мол, история, повествующая вроде бы о временах майя, сошедших в небытие
где-то к X-XI вв. новой эры, заканчивается явлением к берегам Нового Света эскадры
Кортеса (начало XVI в.), погубившего цивилизацию инков. Дело как раз в том, что
за всеми формальными нюансами (фильм озвучен на мертвом языке, стилизован именно
под реалии культуры майя, изобилует кровавыми эпизодами и суперкачественными спецэффектами
и проч.) автор ни в коей мере не пытается скрыть смысл, некогда с убойной точностью,
как, собственно, все, что он пел, выраженный в одной из песен Владимира Высоцкого:
"Да это ж мы, какие, к черту, волки!"
Напротив, только так, по-видимому, и можно сегодня сказать в кино о чем-то
более значительном, нежели нападение марсиан-моджахедов или измена наскучившей
благоверной. Увы, времена Бергмана и Тарковского, времена скромной по оформлению
психологической пьесы или сугубо философской притчи в кино миновали безвозвратно.
Их, может быть, и можно снять, как показал опыт Звягинцева в "Возвращении", но
их некому смотреть. (Так, мы, люди старшего поколения, проводя воскресные вечера
у телевизора, демонстрирующего нам сборные эстрадные концерты, понимаем, конечно,
что Басков лучше Билана, а Долина и Кобзон - лучше Баскова, но для наших детей
всё одинаково, всё - сплошной монотонный "Чай вдвоем", иными словами, неважно,
как и о чем поют, главное - чтоб было прикольно.)
По-видимому, "Страсти Христовы" посмотрели многие - именно как триллер. Еще
большее количество зрителей посмотрят "Апокалипсис" - именно как боевик. И, может
быть, может быть, что-то отличное от других боевиков, показанное в этом фильме,
запомнят, а попозже, глядишь, и осмыслят. В этом, скорее всего, и состоял замысел
Мела Гибсона.
Что же показано в "Апокалипсисе"? Маленькое индейское племя, благоденствующее,
как бы по заветам Руссо, на лоне дикой природы, сообща воспитывающее детей и молодых
мужчин-охотников. Это не дикари и не каннибалы - они умеют любить и склонны к
юмору. Они хитроумные и удачливые охотники и труженики. Они, можно думать, счастливы.
Но счастье - вещь недолговечная, и мы не одиноки в своем раю. В наш уголок, убранный
цветами, врывается цивилизация и во мгновение ока вырезает племя, уводя в плен
с десяток наиболее крепких мужчин. Зачем? Чтобы превратить их в покорных рабов?
Увы, гораздо хуже, точнее, с современной точки зрения, гораздо бессмысленней -
для того, чтобы принести их в жертву богам.
Молодой охотник по имени Лапа Ягуара, успевший до того, как вступил в неравный
бой, укрыть беременную жену и малолетнего сына, в глубокой потайной охотничьей
яме, из которой они без посторонней помощи выбраться не смогут, разделяет участь
нескольких сотоварищей. Охотники на людей ведут наших охотников лесами и горными
перевалами в столицу. И этот крестный путь - может быть, центральная по смыслу
часть картины. Именно в это время Лапа Ягуара, терзаемый страхом не только и даже
не столько за свою жизнь (ведь он еще не знает, чем должна закончиться эта дорога),
сколько за жизнь жены и ребенка, должен сделать куда более трудное дело, чем попытка
побега или убийство самого жестокого из врагов, - он должен преодолеть собственные
страх и отчаяние. А это может не каждый, это могут только боги ("Страсти Христовы")
и герои. Тем более, что чем ближе процессия подходит к городу, тем больше поводов
для страха и отчаяния, ибо глазам Лапы Ягуара открываются ужасающие картины рабского
труда в каменоломнях, или отчаяния изгнанных за пределы цивилизации прокаженных,
или, наконец, его взору предстает второе, после видения вырезанного племени, апокалиптическое
явление - разнузданные толпы обывателей, вопящие осанну шаману, вырывающему в
открытой ложе зиккурата (так и хочется сказать - на трибуне мавзолея) трепещущие
сердца из грудных клеток несчастных жертв кровавого богослужения.
Нет, ни в дороге, ни даже на лобном месте герою еще не удается убить в себе
страх и отчаяние - человек слаб. Но человек и силён: когда солнечное затмение
останавливает ритуальный кинжал жреца, занесенный над сердцем Лапы Ягуары, рождение
героя происходит. И теперь его уже ничто не остановит. Дальнейшую и большую часть
фильма израненный побоями и стрелами герой бежит от десятка по пятам преследующих
его охотников на людей, которые, быть может, и прекратили бы погоню, не убей злосчастный
индеец сына их предводителя. Лапа Ягуара бежит домой, и этот - обратный - путь,
кажется, помогает ему, как трибуны родного стадиона помогают спортсменам. Но главный
помощник герою - он сам, его долг и любовь, его верное, сильное сердце, в котором
уже нет места ни страху, ни отчаянию. Один за другим погибают его преследователи,
жестокие победители, оказавшиеся в непривычной роли побежденных, отчего тот самый
страх, как злой демон, поселяется теперь уже в их сердцах. Но Лапа Ягуара один,
а их много. Месть, ненависть, унижение толкают их вперед. И они один за другим
гибнут - в тайных ловушках на хищников, расставленных веселыми охотниками вырезанного
племени, в пастях диких зверей, от яда потревоженных в пылу погони змей. Лапа
Ягуара бежит на помощь семье, а семья, в которой добавился еще один член, в это
время пытается выжить в яме, заливаемой да краев тропическим ливнем.
Да, победившему страх герою удастся отомстить врагам и спасти жену и детей,
но финал боевика-притчи счастливым не будет: уходящим в лесные заросли "последним
из могикан" сквозь прогал в лесной чаще откроется, как в окне или на широком экране
кинозала, глубоко символичная для всей человеческой цивилизации картина очередного
и, конечно, далеко не последнего в истории апокалипсиса - крушения мироздания
(в данном случае крушения патриархального мироустройства и заодно несбыточных
идей руссоистов): явление девственным берегам Нового Света кораблей Кортеса.
Что было (для всех и всяческих монтесум и ягуарьих лап - будет) дальше, мы
знаем, но не хотим помнить. Мел Гибсон напоминает: время апокалипсиса - всегда,
значит и наше время, а что ожидает после, что увидят пережившие конец света -
откроется каждому в свой час, только вряд ли хоть кто-то сумеет о том рассказать,
даже если будет кому. И такой финал, в сущности, не то что выводит картину за
границы жанра, но и вслед за хэппи-эндом вовсе отменяет боевик. И возвращает нас
к тому, что рассказано в "Страстях Христовых". Это ведь Его, призывавшего к любви
и братству, Его, верой и мужеством преодолевшего ужас небытия и отчаяние от того, что мы, созданные по образу и подобию Бога, творим, Его именем руками тысяч кортесов,
торквемад, фюреров и прочих инквизиторов уничтожал и продолжает уничтожать себя
самого и братьев своих, богам подобных, человек, не желающий помнить.
Смотрите и всматривайтесь: это мы, Господи!
***
Думаю, нет никакой необходимости говорить положенные банальности о великолепном
искусстве операторов и художников, сделавших этот фильм, или даже о еще более
потрясающей работе непрофессиональных актеров, занятых во всех ролях картины,
каковое сочетание, кстати, придает игровой ленте черты документа - от начала до
конца рожденного фантазией, мастерством, талантом режиссера, второй раз подряд
умудряющегося скрыть под маскарадными одеждами популярного жанра, в сущности,
поэтический и уж точно авторский текст.
Фильм «АПОКАЛИПСИС (APOCALYPTO)»
Год выпуска: 2006
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Прочие