ВОЗВРАЩЕНИЕ (VOLVER)
Режиссер и сценарист Педро Альмодовар
Оператор Хосе Луис Алкайне
Композитор Альберто Иглесиас
Продюсеры: Эстер Гарсия, Агустин Альмодовар
Актеры: Пенелопа Крус, Кармен Маура, Йохана Кобо, Лола Дуэньяс, Бланка Портильо,
Чус Лампреаве и др.
Продолжительность 120 мин.
Жанр: комическая драма </p>
Производство: Испания
Год выпуска: 2006
Когда-то он приходит к каждому - день поминовения, час, в который человек
встречается с призраками друзей и врагов, близких и дальних, любимых и забытых,
с самим собой, каким был и каким не стал, с детством - временем, когда тебя еще
не было и когда ты был счастлив. Для больших художников это и есть момент истины:
вспомним "Солярис" Тарковского, "Амаркорд" Феллини, "Фанни и Александр" Бергмана...
"Возвращение" - такой день для Педро Альмодовара, мальчика, взращенного простыми
женщинами в сердце Испании - в местечке Ла-Манча, в послевоенные безмужние годы.
День без мужчин, век женщин.
Фильм и начинается на кладбище, где в день поминовения вдовы до блеска отмывают
памятники. Впрочем, это происходит, кажется, не в пятидесятые, а нынче. Или -
всегда. Тридцатилетняя красавица с дочерью-подростком, ее сестра-дурнушка, их
соседка - героини картины. У каждой - своя судьба, у всех - общая доля. Нерадостная.
Спустя несколько часов, или дней, или лет дочь героини будет изнасилована отчимом
и зарежет его кухонным ножом, сама героиня избавится от трупа едва ли не в полном
соответствии с заветом Андрея Платонова: "чтоб его тут больше не лежало", соседка
узнает, что смертельно больна, а к сестре явится призрак матери - не для чтобы
напугать или воззвать к отмщению - никакой гамлетовщины! - для того, чтобы помочь
ближним и испросить прощения у дальних.
Мир Дульсиней в отсутствии Дон Кихота, мир десятков и сотен ветряков, меж которыми
мирно совершает свои едва ли не каждодневные квесты красный металлический Росинант
героини: родительский дом - городская картира. Мир уходящей, как сама наша жизнь,
деревни. Элегический, ностальгический, драматический - такого уже нет, он лишь
в сердце моем и в сознании, взращенном итальянским неореалистическим кинематографом.
Именно оттуда, из кино Висконти, Феллини и Де Сика, вечная бабушка альмодоваровских
историй Чус Лампреаве; именно оттуда - призрак матери (она бессмертна, покуда
живы мы сами), воплощенный великой актрисой Кармен Маурой, вернувшейся к режиссеру
после 17-летнего перерыва (и название картины, безусловно, отражает это возвращение
актрисы, а не только возвращение с того света ее персонажа); именно оттуда, из
итальянского кино середины минувшего столетия, и сама героиня как бы отряхнувшей
с себя голливудскую мишуру Пенелопы Крус, чей облик напоминает Софию Лорен, а
взгляд - Анну Маньяни.
Итак, мир деревенских или вышедших из деревни женщин, мир без мужчин (одного
убивают на пятой минуте, другой еще раньше сам уезжает, давая героине простор
для творческой деятельности) и уж тем более - полумужчин, недомужчин и послемужчин,
которых так любит изображать Альмодовар. Фильм без секса и без пряностей, в котором,
однако, легко уживаются и феминизм, и фига ему вкупе с политкорректностью в кармане,
и чистая лирика, и щемящая драма, и комические эпизоды, и грустная пародия на
популярный жанр всевозможных "Привидений", и бесстрашная автопародия - прежде
всего, конечно, на фильм "Чем я заслужила это?", и притчеподобная проповедь на
тему "сильна, как смерть, любовь", и даже латиноамериканский сериал, блистательно
спрессованный в двухчасовое стремительное действо с убийством и избавлением от
трупа, зажигательным эстрадным номером, явлением и саморазоблачением призрака,
воскрешением многих поколений домашних тараканов несчастной семьи и прочая, прочая,
прочая.
"Комедий поколений" назвал свой фильм режиссер. То есть той самой бальзаковской
или чеховской невеселой "человеческой комедией", где, по слову Окуджавы, "любят
и страдают", где каждый в минуту откровенности может воскликнуть: "Как смешно
мы живем!", а в минуту прозрения понять, что соседи живут еще смешнее, но мы не
лучше их и уж точно не лучше самих себя, какими нас растили или мечтали вырастить
наши матери, какими мы были или должны были стать в той навсегда ушедшей жизни,
от которой теперь ничего не осталось - только память, только призраки, только
самая эфемерная, бессмысленная, бесполезная, беспощадная и единственно непреходящая
в мире вещь - искусство.
***
Я думаю, что из четырех неровных и неравноценных последних лент Альмодовара,
четные - "Поговори с ней" и особенно "Возвращение" - представляются большими удачами мастера. Больше того,
являются едва ли не единственными примерами (если не считать еще нескольких картин
Кустурицы, Джармуша, Звягинцева) почти утраченного в нынешнем гламуре и глянце
искусства видеть и показывать человека, главное в человеке - его страдающую душу.
А душа - она ведь женского рода. Потому лишь действительно великие художники способны
вписать в историю женской души новую страницу. Бесстрашный испанец, вечный бунтарь
Педро Альмодовар, начинавший с барочных фарсов, где в пряном коктейле смешивались
Шекспир и поп-арт, порнография и фламенко, однополая любовь и тотальная эмансипация,
пришел - через сюрреалистическую трагикомедию - в конце концов к тому, на чем
его цех, кажется, поставил крест: к чистой лирике, к едва ли не камерной драме
на древнейшую в истории человека разумного, человека творящего тему о Психее.
Правда, без Амура, даже, пожалуй, и без тени воспоминания об Амуре. Что ж, тем
строже условия эксперимента, тем, быть может, правдивей - в наши-то дни! - и сама
история: чистая, честная и страстная, достойная таланта великой актрисы.
Может быть, потому и вернулась к режиссеру его муза ушедшей эпохи, Кармен Маура?.. Фильм «ВОЗВРАЩЕНИЕ (VOLVER)»
Год выпуска: 2006
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Прочие