ОТСТУПНИКИ (THE DEPARTED)
Режиссер Мартин Скорсезе
Сценарист Уильям Монахан
Оператор Микаэль Баллхаус
Композитор Говард Шор
Продюсеры: Брэд Питт, Дженнифер Энистон, Мартин Скорсезе и др.
Актеры: Мэтт Дэймон, Леонардо Ди Каприо, Джек Николсон, Мартин Шин, Алек Болдуин,
Марк Уолберг, Вера Фармига, Рэй Уинстон и др.
Продолжительность 140 мин.
Жанр: криминальная драма </p>
Производство: США
Год выпуска: 2006
Два выпускника полицейской академии: хороший - Билли Костиган (Леонардо Ди Каприо)
и плохой - Колин Салливан (Мэтт Дэймон) забрасываются "своими" в тыл врага. Билли
становится, так сказать, Шараповым при Горбатом; Колин работает на Горбатого в
полицейском управлении. Оба по происхождению и внешности - симпатичные ребята
из небогатых семей, населяющих ирландские кварталы Бостона. Благообразные начальники
Билли (Мартин Шин, Марк Уолберг),бьются, как нерестящаяся горбуша о камни, чтобы
упрятать за решетку пахана, обслуживаемого Колином, - Фрэнка Костелло (Джек Николсон),
который железной рукой держит американских обывателей в подведомственном им районе.
Поскольку, с одной стороны, у полиции даже после применения самых секретных планов
никак не получается прищучить злокозненного мафиозо, с другой - у гангстера тоже
кое-какие делишки начали срываться, противоборствующие стороны, естественно, открывают
охоту на предполагаемых "ведьм" в собственных рядах, отчего положение обоих "резидентов"
становится катастрофическим.
В общем, перед нами очередная вариация на тему "свой среди чужих, чужой среди
своих". На этот раз - от Мартина Скорсезе, который, говорят, использовал для своего
фильма сравнительно недавний корейский - "Двойная рокировка". Опытные кинокритики
пишут, что оригинал, пожалуй, был лучше, во всяком случае, на час короче. Мне
корейский фильм не встречался, а римейк понравился. Во всяком случае, во время
долгого просмотра я, кажется, взглянул на часы не больше двух-трех раз. А такое
со мной случается редко. "Авиатора" того же Скорсезе, например, я сумел посмотреть
только за три захода - скучно было до зевоты, банально показалось - до скрипа
зубовного.
Скорсезе, на мой взгляд, вообще крайне неровный режиссер. Нет, конечно, в каждом
фильме у него обязательно есть какие-нибудь находки: или замечательный актер,
или интересный поворот сюжета, или - чаще - какие-нибудь операторские кунштюки.
Но что бы ни придумывал режиссер, напрочь не умеющий работать в коротком формате,
если он берется за слабый сценарий (что, в общем, становится понятно к исходу
первого получаса), смело можно выключать магнитофон. В сущности, все свои фильмы,
вне зависимости от антуража, Скорсезе снимает на одну тему. Эта тема - предательство.
Лучший, на мой взгляд, его фильм - "Последнее искушение Христа", поскольку, во-первых,
антураж там не поднадоевший американский, а общечеловеческий, во-вторых, противостояние
Иисуса и Иуды, вне зависимости от того, какая версия используется, собственно,
и есть если не первая, то главная и уж точно оригинальная разработка этой темы,
в-третьих же, именно в "Последнем искушении" Скорсезе как никогда повезло со сценарием,
хотя, разумеется, роман Казандзакиса, по которому снимался фильм, лучше экранизации.
Предательство - тема широкая и глубокая, как полноводная река, тема, чрезвычайно
богатая оттенками и вариациями. Предать ведь можно родину и друга, женщину и команду,
чувство и дело, идею и веру, наконец, самого себя. Кажется, Скорсезе в своем творчестве
перебрал едва ли не все возможные виды предательства. Оставалось сделать "Отступников"
- картину о тотальном предательстве.
Действительно, здесь все предают всех, всё и вся, предают даже тогда, когда не
собираются этого делать, когда этого делать не надо или нельзя. Все верно: такова
вообще работа шпиона, или, если угодно, разведчика - ничего святого, ведь родина-то,
которой ты служишь, первой от тебя, в случае провала, откажется. Потому всякий
шпион - смертник. Я думаю, кино Скорсезе именно об этом. А еще о том, что самый
приличный человек, человек самых благих намерений, сталкиваясь с нелюдью, может
от нее только заразиться, если, конечно, не имеет возможности сразу же ее уничтожить.
Америка больна, думаю, заявляет этим своим фильмом Скорсезе, - больна самой неизлечимой
из всех болезней: самодовольным романтизмом. И заразил ее этой болезнью Голливуд,
в том числе и он сам, Мартин Скорсезе, в прежних своих работах пытавшийся отыскать
в нелюди что-то человеческое.
Самый интересный персонаж в "Отступниках" - "крестный отец" Фрэнк Костелло, блистательно
сыгранный Джеком Николсоном. Блистательно - в том смысле, что не придал великий
актер своему персонажу ни единой человеческой черточки, как будто читал то, что
говорил о наших "блатных" Варлам Шаламов, напрочь отказавший уголовникам хоть
в чем-то человеческом. Вообще говоря, ощущение такое, что стосковался востребованный
Николсон по настоящей роли, где надо не позировать, а играть осмысленно. А такой
возможности у него давненько не было. И как, право, замечательно, что планировавшийся
режиссером на эту роль слишком уж задумчиво-благообразный всегда Роберт Де Ниро
играть не смог.
В целом же фильм получился, по-моему, очень удачный. Это редчайший для Голливуда
пример именно психологической, а не криминальной драмы, поскольку рассказывает
картина не о событиях, а о людях, о том, как раскрываются хорошие и плохие люди,
будучи поставлены в нечеловеческие по сути условия. А раз так, то естественным
образом отпадает всякая необходимость в эпизодах с масштабными перестрелками и
массовой резней. Да и какой автомат сравнится с адским взглядом Николсона!
Пожалуй, этой картине не суждено умереть завтра. Вряд ли, конечно, она войдет
в золотой фонд мирового кинематографа - все-таки не дотягивает эта слишком конкретная
история до масштабного киноромана, да и не создают значительных характеров те,
кто в первую голову должен их создавать, - Дэймон и Ди Каприо: первый всегда работает
одинаково правильно, второй, похоже, никогда не выйдет из подросткового возраста,
где был наиболее органичен; у всех же прочих, кроме Николсона, роли крохотные
- по существу, эпизодические. Тем не менее "Отступников", в отличие, скажем, от
"Нью-Йоркских банд" того же Скорсезе с тем же Ди Каприо, спустя какое-то время,
думаю, вполне можно будет пересмотреть - хотя бы ради того же Николсона и еще
Мартина Шина, крайне скупо отыгравшего свои два-три эпизода, скупо, но так сильно
и точно, что я, думая о фильме, в первую очередь вспоминаю именно его. Посмотрите!
Фильм «ОТСТУПНИКИ (THE DEPARTED)»
Год выпуска: 2006
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Прочие