ОТСТУПНИКИ (THE DEPARTED)

Режиссер Мартин Скорсезе

Сценарист Уильям Монахан

Оператор Микаэль Баллхаус

Композитор Говард Шор

Продюсеры: Брэд Питт, Дженнифер Энистон, Мартин Скорсезе и др.

Актеры: Мэтт Дэймон, Леонардо Ди Каприо, Джек Николсон, Мартин Шин, Алек Болдуин, Марк Уолберг, Вера Фармига, Рэй Уинстон и др.

Продолжительность 140 мин. 

Жанр: криминальная драма </p>

 

Производство: США

 


Год выпуска: 2006

Два выпускника полицейской академии: хороший - Билли Костиган (Леонардо Ди Каприо) и плохой - Колин Салливан (Мэтт Дэймон) забрасываются "своими" в тыл врага. Билли становится, так сказать, Шараповым при Горбатом; Колин работает на Горбатого в полицейском управлении. Оба по происхождению и внешности - симпатичные ребята из небогатых семей, населяющих ирландские кварталы Бостона. Благообразные начальники Билли (Мартин Шин, Марк Уолберг),бьются, как нерестящаяся горбуша о камни, чтобы упрятать за решетку пахана, обслуживаемого Колином, - Фрэнка Костелло (Джек Николсон), который железной рукой держит американских обывателей в подведомственном им районе. Поскольку, с одной стороны, у полиции даже после применения самых секретных планов никак не получается прищучить злокозненного мафиозо, с другой - у гангстера тоже кое-какие делишки начали срываться, противоборствующие стороны, естественно, открывают охоту на предполагаемых "ведьм" в собственных рядах, отчего положение обоих "резидентов" становится катастрофическим.
В общем, перед нами очередная вариация на тему "свой среди чужих, чужой среди своих". На этот раз - от Мартина Скорсезе, который, говорят, использовал для своего фильма сравнительно недавний корейский - "Двойная рокировка". Опытные кинокритики пишут, что оригинал, пожалуй, был лучше, во всяком случае, на час короче. Мне корейский фильм не встречался, а римейк понравился. Во всяком случае, во время долгого просмотра я, кажется, взглянул на часы не больше двух-трех раз. А такое со мной случается редко. "Авиатора" того же Скорсезе, например, я сумел посмотреть только за три захода - скучно было до зевоты, банально показалось - до скрипа зубовного.
Скорсезе, на мой взгляд, вообще крайне неровный режиссер. Нет, конечно, в каждом фильме у него обязательно есть какие-нибудь находки: или замечательный актер, или интересный поворот сюжета, или - чаще - какие-нибудь операторские кунштюки. Но что бы ни придумывал режиссер, напрочь не умеющий работать в коротком формате, если он берется за слабый сценарий (что, в общем, становится понятно к исходу первого получаса), смело можно выключать магнитофон. В сущности, все свои фильмы, вне зависимости от антуража, Скорсезе снимает на одну тему. Эта тема - предательство. Лучший, на мой взгляд, его фильм - "Последнее искушение Христа", поскольку, во-первых, антураж там не поднадоевший американский, а общечеловеческий, во-вторых, противостояние Иисуса и Иуды, вне зависимости от того, какая версия используется, собственно, и есть если не первая, то главная и уж точно оригинальная разработка этой темы, в-третьих же, именно в "Последнем искушении" Скорсезе как никогда повезло со сценарием, хотя, разумеется, роман Казандзакиса, по которому снимался фильм, лучше экранизации.
Предательство - тема широкая и глубокая, как полноводная река, тема, чрезвычайно богатая оттенками и вариациями. Предать ведь можно родину и друга, женщину и команду, чувство и дело, идею и веру, наконец, самого себя. Кажется, Скорсезе в своем творчестве перебрал едва ли не все возможные виды предательства. Оставалось сделать "Отступников" - картину о тотальном предательстве.
Действительно, здесь все предают всех, всё и вся, предают даже тогда, когда не собираются этого делать, когда этого делать не надо или нельзя. Все верно: такова вообще работа шпиона, или, если угодно, разведчика - ничего святого, ведь родина-то, которой ты служишь, первой от тебя, в случае провала, откажется. Потому всякий шпион - смертник. Я думаю, кино Скорсезе именно об этом. А еще о том, что самый приличный человек, человек самых благих намерений, сталкиваясь с нелюдью, может от нее только заразиться, если, конечно, не имеет возможности сразу же ее уничтожить. Америка больна, думаю, заявляет этим своим фильмом Скорсезе, - больна самой неизлечимой из всех болезней: самодовольным романтизмом. И заразил ее этой болезнью Голливуд, в том числе и он сам, Мартин Скорсезе, в прежних своих работах пытавшийся отыскать в нелюди что-то человеческое.
Самый интересный персонаж в "Отступниках" - "крестный отец" Фрэнк Костелло, блистательно сыгранный Джеком Николсоном. Блистательно - в том смысле, что не придал великий актер своему персонажу ни единой человеческой черточки, как будто читал то, что говорил о наших "блатных" Варлам Шаламов, напрочь отказавший уголовникам хоть в чем-то человеческом. Вообще говоря, ощущение такое, что стосковался востребованный Николсон по настоящей роли, где надо не позировать, а играть осмысленно. А такой возможности у него давненько не было. И как, право, замечательно, что планировавшийся режиссером на эту роль слишком уж задумчиво-благообразный всегда Роберт Де Ниро играть не смог.
В целом же фильм получился, по-моему, очень удачный. Это редчайший для Голливуда пример именно психологической, а не криминальной драмы, поскольку рассказывает картина не о событиях, а о людях, о том, как раскрываются хорошие и плохие люди, будучи поставлены в нечеловеческие по сути условия. А раз так, то естественным образом отпадает всякая необходимость в эпизодах с масштабными перестрелками и массовой резней. Да и какой автомат сравнится с адским взглядом Николсона!
Пожалуй, этой картине не суждено умереть завтра. Вряд ли, конечно, она войдет в золотой фонд мирового кинематографа - все-таки не дотягивает эта слишком конкретная история до масштабного киноромана, да и не создают значительных характеров те, кто в первую голову должен их создавать, - Дэймон и Ди Каприо: первый всегда работает одинаково правильно, второй, похоже, никогда не выйдет из подросткового возраста, где был наиболее органичен; у всех же прочих, кроме Николсона, роли крохотные - по существу, эпизодические. Тем не менее "Отступников", в отличие, скажем, от "Нью-Йоркских банд" того же Скорсезе с тем же Ди Каприо, спустя какое-то время, думаю, вполне можно будет пересмотреть - хотя бы ради того же Николсона и еще Мартина Шина, крайне скупо отыгравшего свои два-три эпизода, скупо, но так сильно и точно, что я, думая о фильме, в первую очередь вспоминаю именно его. Посмотрите!

Фильм «ОТСТУПНИКИ (THE DEPARTED)»
Год выпуска: 2006

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие