ИЗОБРАЖАЯ ЖЕРТВУ

Продолжительность: 98
Режиссер Кирилл Серебренников
Сценаристы: братья Пресняковы
Оператор Сергей Мокрицкий
Композитор Александр Маноцков
Продюсеры: Наталья Мокрицкая, Ульяна Савельева, Леонид Загальский
Актеры: Юрий Чурсин, Виталий Хаев, Анна Михалкова, Лия Ахеджакова, Марина Голуб, Марат Башаров, Федор Добронравов, Максим Коновалов, Андрей Фомин, Елена Морозова, Игорь Гаспарян и др.
Жанр: трагифарс
Производство: Россия


Год выпуска: 2006

Тот самый спектакль МХТ, в котором человеку в возрасте Христа (читай - молодому) является призрак мертвого отца и сообщает о неблаговидном поведении матери и дяди: типа мсти, сынок! Тот самый спектакль, в котором начальник молодого человека (Полоний, можно думать), зайдя по службе в японский рыбный ресторан, произносит неслабый монолог, чуть не сплошь состоящий из идиоматических выражений. Тот самый спектакль, о котором (именно вследствие помянутого монолога) так долго и неслабо твердили оставшиеся еще на ТВ - нет, конечно, не большевики, откуда их теперь взять! - ревнители почтенной русской культуры, начиная с упитанного коллекционера моментов истины Андрея Караулова и кончая не менее упитанным руководителем российских посткоммунистов Геннадием Зюгановым. (Может, и Валерия Ильинична Новодворская по данному поводу тоже высказывалась, но тут я не уверен, потому и не обгоняю.)

Короче, тот самый скандальный спектакль, тот самый режиссер, что поставил его прямо на сцене Станиславского и Немировича, тот же самый матерящийся начальник, тот же самый текст, те же постмодернистские аллюзии: дядя там, пытающийся с помощью ста пятидесяти уболтать племянника; мама, невовремя входящая без стука в спальню сына; сын Валя - разговорчивый Гамлет в бейсболке, после института зарабатывающий на сигареты изображая убиенных во время следственных эксперимантов; Офелия, переименованная для краткости в Олю, правой онанирующая Гамлету, левой же для полноты ощущений поддушивающая его с помощью махрового полотенца, аки Эйко Мацуда в "Корриде любви" Нагисы Осимы; неизбывная наша чернуха; порнуха опять же наша, способная возбудить лишь одно желание - сбегать в комок за поллитрой палёнки; жуткое смертоубивство чуть не половины персонажей под конец. Шекспир, короче. Вильям. Наш. Теперь на пленке.

Интересно следующее: а) спектакль вызвал скандал, а фильм прошел на ура и заработал главный приз на последнем "Кинотавре"; б) сетевые рецензенты в один голос говорят, как, мол, мило и смешно, а я думаю: какая беспросветная жуть! Хоть бы вот одним глазком посмотреть на человека, читающего Щедрина или шекпирову трагедию и при этом смеющегося!.. Впрочем, может, это у меня отсохла штука, отвечающая за чувство юмора. Ну вот неужели вам смешно, когда сытая, аж лоснящаяся от сытости тетя Анна Михалкова в милицейском мундире левой не перестает выяснять по мобильнику отношения с непутевым мужем, а правой непрестанно снимает на камеру безнадежные и бессмысленные в тотальной российской разрухе следственные эксперименты, проводимые истериком, циничным клоуном и тупым, как валенок, солдатиком принеси-подай?

Мне не смешно, когда маляр убогий... Это, впрочем, так, к слову пришлось, никакого отношения к авторам фильма - честно! - не имеет. Да и не смеются они, Кирилл Серебренников и екатеринбургские филологи, драматурги братья Пресняковы. На кем тут смеяться!.. Над городничим, что ли, или точнее - городовым, истерзанным тупостью, бессмыслицей нашей жизни, безнадегой, в которой что жить, что помирать, что дрочить, что убивать = болеть за сборную страны по футболу? Ни страны, ни футбола - одни начальники, требующие отчета. Снизу доверху - один сплошной отчет о валовой продукции деревенского сортира. Над бабенками этими замурзанными: топ-топ-топ с базару, как говорил Жванецкий, в каждой руке по полцентнера, под мышкой муж, на груди ребенок лет тридцати? Над новорусским Гамлетом, не в сумасшедшего играющим - в маменькиного сынка, потому на кой черт играть психа в сумасшедшем доме?

Ох, как смешно, а тут еще призрак папаши - сволочи той еще!

И ни света, ни просвета, ни пятнышка, разве что вот девушка из телефонной станции - бабушка Ахеджакова, так пронзительно, так по-нашенски трогательно матерящаяся под аккомпанемент чужой веселой песенки. Сказано же об этом на одном из киносайтов буквально следующее, цитирую: "Острое, смешное, экстравагантное кино, слегка подпорченное участием Лии Ахеджаковой".

Ну и что прикажете делать недодроченному русскому Гамлету? Убивать, чтобы самому посмотреть, как это выглядит, и Полонию своему показать.

Над кем смеетесь, господа кинокритики?

Омерзительно сильный фильм.

Постскриптум. Да простят меня читатели за использование иных идиоматических выражений: о "Цветах зла" невозможно и бессмысленно рассказывать теми же словами, что и об "Аленьком цветочке".
 

Фильм «ИЗОБРАЖАЯ ЖЕРТВУ»
Год выпуска: 2006

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие