ПОСЛЕДНИЙ ПОВОРОТ (LAST EXIT)

Режиссер Джон Фоссет
Сценарист Росс Кохрэйн
Оператор Нораир Каспер
Композитор Майк Шилдс
Продюсеры: Дэниел Айрон, Ричард Лалонде
Актеры: Кэтлин Робертсон, Андреа Рот, Бен Басс, Рейчел Кроуфорд, Ноа Бернет, Линден Эшби и др.
Продолжительность 89 мин.
Жанр: драма
Производство: Канада, 2006

Не удержусь и процитирую сопровождающую диск с записью фильма аннотацию. "В жаркий летний день нелепый случай сводит на шоссе двух женщин (Кэтлин Робертсон - "Я - Сэм", "Очень страшное кино 2"; Андреа Рот - "Перекресток миров", "Ее идеальный муж"). Две параллельные жизни под грузом обстоятельств внезапно пересекаются! Безумные гонки, разбитые машины. И отчаянная ярость, заставившая сделать последний поворот, за которым в живых останется только одна из них...". Естественно, что и жанр фильма составителями аннотации определен, как "Драма/Боевик". Между тем ни аннотация, ни жанровое определение не соответствуют содержанию картины, кстати сказать, безоговорочно хорошей.

Начнем с того, что никаких случайностей в фильме нет, тем более - нелепых. Напротив, уже предваряющие ленту титры сообщают о роковой закономерности, с которой заботливо построенный нами античеловечный социум нас же и уничтожает, предварительно издергав и опустошив - высушив, выплощив, как рыбу, в ежедневной, бессмысленной и беспощадной борьбе за приличное существование. Страшнее всего, что, покончив с сильным полом, гонка эта принялась за женщин. Впрочем, они ведь сами того добивались.

История, рассказанная канадскими кинематографистами Джоном Фоссетом и Россом Кохрэйном, типична и оттого ужасающа. Две тридцатилетние женщины, принадлежащие к среднему слою (с той лишь разницей, что одна из них находится на социальном верху этого слоя, а другая - внизу), действительно, в жаркий летний день опаздывают на работу. Одну мучают мысли о безработном муже, сложностях с детьми-подростками и нежелательной беременности; другая неотступно думает об оставленном в одиночестве сыне-инвалиде. А между тем думать-то надо о предстоящей работе, работе, работе... Добраться до которой без ущерба для психики невозможно: на раскаленных проспектах груды стекла и металла замирают в пробках, грозят столкнуться, смять, уничтожить вашу - без разницы старую ли, новую - машину, или, когда вы уже выбрались из пробки и вот-вот доберетесь, наконец, до места службы, подрезают вас прямо перед последним поворотом. И нет в том ничьей вины, потому что если сейчас подрезали именно вас, это не значит, что через минуту не подрежете кого-нибудь вы.

Но сейчас женщина, сидящая за рулем новой машины, подрезала владелицу развалюхи - и тем самым спровоцировала кучу неприятностей для последней, ни в чем не повинной, обрекая ее, вследствие неминуемого опоздания к "гудку", на дальнейшую безумную гонку по плавящимся от жары дорогам: твою работу никто за тебя не сделает, а если и сделает - это будет уже не твоя работа.

Впрочем, то, что сама виновница к "гудку" успела, увы, не спасло ее от столь же мучительного трудового дня, на исходе которого новое столкновение двух женщин среднего класса привело к преступлению, унесшему жизнь одной из них и здоровье - другой.

Нет в этой истории ни правых, ни виноватых. Не виноваты ни погибшая, ни пострадавшая. Не виноваты и уставшие за день полицейские в том, что в хлынувший после жары жуткий ливень не смогли вовремя вытащить из перевернутой машины сплющенную в ней жертву - ведь подмога не прибыла да и не могла прибыть вовремя. Не виноваты...

Так не виноват был и озверевший и потерявший рассудок герой Майкла Дугласа в десятилетней давности картине Джоэла Шумахера "С меня хватит!", картины, в сущности, о том же самом. Но то была все-таки история про мужчину, к тому же рассказанная в жанре триллера. Здесь же чистой воды драма, а будь она изложена высоким языком, то и - трагедия. Трагедия загнанного человека в загнавшем самое себя обществе... Обыкновенная история, обыденныя трагедия. И оттого особенно страшная и куда более сильная, чем фильм Шумахера.

Посмотрите, задумайтесь: ведь и впрямь - последний поворот, дальше нам поворачивать некуда.

Фильм «ПОСЛЕДНИЙ ПОВОРОТ (LAST EXIT)»

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие