НЕ ПОЙМАН - НЕ ВОР (INSIDE MAN)

Режиссер Спайк Ли
Сценарист Рассел Гевартц
Оператор Мэтью Либатик
Композитор Теренс Бланчард
Продюсер Брайан Грезер
Актеры: Дэнзел Вашингтон, Клайв Оуэн, Джоди Фостер, Кристофер Пламмер, Уиллем Дэфо и др.
Продолжительность 125 мин.
Жанр: криминальная драма с элементами детектива
Производство: США - Великобритания, 2006

Год выпуска: 2006

Нью-Йорк, Манхэттенский трастовый банк. В здание из стали и стекла входят четверо маляров в спецкостюмах и масках, укладывают всех присутствующих лицами в пол, отбирают сотовые телефоны, заставляют десятки заложников переодеться в аналогичные тем, что на преступниках, костюмы... Начинается история про ограбление банка. Впрочем, так ли?

Так. И не так, хотя само это как бы ограбление продумано и поставлено с шиком рассчитанного на аншлаг столичного театрального спектакля. Зачем? Эту загадку нам, в общем, откроют в конце фильма, в который, однако, заглядывать будут, опять же как бы, а лучше сказать - якобы нарушая все мыслимые законы жанра по ходу картины постоянно. Впрочем, откроют ли, точнее удовлетворит ли нас развязка - тоже вопрос.

А если не удовлетворит, по крайней мере, не всех - тогда что же это за детектив? А кто сказал, что это детектив? Кто сказал, что замечательный Спайк Ли и не менее замечательные Клайв Оуэн, Дэнзел Вашингтон и Уиллем Дефо пригласили нас на просмотр очередной криминальной истории на сюжет, в котором ничего нового придумать невозможно? На историю, где преступники преступают, а сыщики наступают?

Ничего подобного, друзья. За вывеской детектива здесь спрятано много всякого, но прежде всего - производственная и социальная драма, причем не просто так, а ироническая, ибо, согласитесь, в XXI веке в миллионный раз снимать фильм про то, как лихие ребята грабят банк, - смешно.

Итак, мы уже догадались, что детектив здесь - якобы или псевдо. А почему драма? Да, помимо того, что нам вновь напомнили: "все крупные современные состояния наживаются...", могут наживаться и, соответственно, будут наживаться - нет, не нетрудовым - преступным путем, нам еще и показали воочию, сколь малы в реальности возможности всех и всяческих правозащитных структур в мире, где конституция и коррупция - сестры-близняшки (а разве где-нибудь это не так?), сколь жестока на самом деле и эта профессия - полицейский, и сама действительность мегаполиса, и просто жизнь рядового человека со всеми его нещадно пропагандируемыми демократической прессой правами. Когда перепуганных и настрадавшихся заложников выпускают из заточения, полиция, подозревая - и справедливо, в общем-то, что среди них могут находиться преступники, вновь укладывает безвинных страдальцев лицами в асфальт, а потом допрашивает, допрашивает, допрашивает... Так, что и самим полицейским становится дурно и стыдно.

В общем-то, именно про это и кино, кстати, если что и напомнившее мне, так не бесчисленные боевики про аферы и ограбления, а "Безумный город" Коста-Гавраса с Хоффманом и Траволтой, хотя там никаких ограблений нет и в помине.

Именно так. "Не пойман - не вор" Спайка Ли - не детектив, не триллер и не боевик, а социально-производственная драма, настолько (несмотря на откровенную выдуманность сюжетных хитросплетений) реалистическая, что кажется - актеры в ней не играют, а живут. Именно драма о нашей безумной жизни, в которой преступниками оказываемся все мы, вне зависимости от происхождения и социального статуса, от того - полицейские мы, воры, менеджеры, инженеры, директора банков, мелкие или крупные аферисты, улаживаем ли мы чужие проблемы, как персонаж Джоди Фостер, или заботимся только о своем бизнесе, как антигерой Кристофера Пламмера.

Отличный, злой, выверенный, и, несмотря на иронию, по существу, беспросветно пессимистичный фильм.

Фильм «НЕ ПОЙМАН - НЕ ВОР (INSIDE MAN)»
Год выпуска: 2006

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие