Вероятно, у нас, в России, режиссер Жан-Поль Раппно, снявший Жана-Поля Бельмондо в превосходной костюмной комедии "Повторный брак", а Жерара Депардьё - в лучшей киноверсии по стихотворной пьесе Эдмона Ростана "Сирано де Бержерак", известен больше, чем Жан Жионо, автор романа, по мотивам которого снят этот фильм. Меж тем Жионо - крупный писатель середины ХХ века. Его голос, неизменно защищавший простого человека, живущего в согласии с родной землей и собственной совестью, никогда не терялся в общем хоре, хотя писатель, по-видимому, вовсе не рвался в лидеры. Проза Жионо, продолжающая традиции французской классики, в первую очередь, линию психологического романа, идущую от Стендаля, в эпоху авангарда и модерна, может показаться несколько архаичной, однако это живая, мастерская и неизменно гуманистичная литература, о чем свидетельствует, между прочим, и фильм Раппно по роману "Гусар на крыше".
На поверхностный взгляд, картина рассказывает не слишком оригинальную историю борьбы за выживание одного против всех, но так лишь кажется. При внимательном, сочувственном просмотре фильма оказывается, что "Гусар на крыше" - не столько приключенческая мелодрама (как заявлено в выходных данных), сколько историческая и социально-психологическая драма. Вот коротко сюжет фильма.
В период, когда после падения Наполеона в ряде европейских государств обострилась национально-освободительная борьба, в частности, Италии против австрийской оккупации, молодой итальянский офицер скрывается во Франции от преследования австрийской тайной полиции, отыскивающей и убивающей особо опасных для режима заговорщиков. На глазах героя погибают его друзья, а самый близкий из них оказывается сексотом. Молодому человеку чудом удается выскользнуть из рук убийц, и он, стремясь вернуться на родину, чтобы погибнуть там за правое дело, пускается в бега по лесам, проселочным дорогам, маленьким провинциальным городкам и селениям.
Эта дорожная история построена на резком контрасте между чередующимися роскошными романтическими пейзажами Божьего мира и откровеннейшими картинами вырождения человеческой цивилизации, духовно и душевно нищей, озлобленной, самоуничтожающейся и - по заслугам! - уничтожаемой роком посредством эпидемии холеры. Прекрасные готические сооружения ветшают, становятся обиталищем ворон и стервятников, пожирающих разлагающийся трупы, еще живые люди дичают, полицейские и армейские патрули, страшась заразиться, превращаются в расстрельные команды... а "равнодушная природа", а "мир прекрасен как всегда". Почему? Потому что он, Божий мир, и есть рай, то бишь создан для любви, гармоничен сам в себе, устремлен к божественному порядку, живет по его законам. В отличие от человеческого общества, превратившего рай в ад.
И для того, чтобы все это понять, для того, чтобы жить в мире с землей и небом, с самим собой, надо полюбить, что значит - стать изгоем, ступить на дорогу страдания и твердо идти по ней, невзирая на препятствия.
Так поступает наш гусар, встретив на своем пути молодую женщину, стремящуюся добраться через непреодолимые препятствия до своего дома, отыскать в смертельном хаосе мужа. В совместном странствии постигают герои сострадание друг к другу, перерастающее в любовь. И пусть она противоречит церковным установлениям и общественным нормам, пусть она не столько радостна, сколько мучительна, но именно любовь и спасает их и от ужаса бытия, и от почти неизбежной смерти. Каждый из них должен преодолеть собственные заблуждения, нерешительность, страх, в конечном счете, непонимание высшего, истинного смысла собственного и общечеловеческого существования. За этот моральный подвиг преодоления заблуждений, за этот путь страдания и сострадания и дается им в конце концов спасение, а возможно, и соединение.
Философский, заставляющий вновь задуматься над вечными этическими вопросами, одновременно глубоко поэтичный фильм Жана-Поля Раппно, как волшебный ключ, открывает тайники нашей памяти, заставляя воскресить в ней такие давно прочитанные книги (и полузабытые их экранизации), как "Овод" Э.Л. Войнич, "Чума" А. Камю, но прежде всего, наверное, оживляя с помощью идеально точно подобранной музыки Брамса и потрясающего операторского искусства Тьерри Арбогаста живописные полотна европейских маньеристов и романтиков.
На этом фоне, может быть, несколько теряются актеры, даже и такой мастер, как Депардьё (задействованный, правда, лишь в коротеньком эпизоде), но, кажется, так едва ли не задумано режиссером. Ведь героям, да и всем нам, людям, еще только предстоит дорасти до любви, мира, гармонии с высшим даром бытия, что столь щедро дается нам в ощущениях, но так редко постигается нашей душой.
Фильм «ГУСАР НА КРЫШЕ (LE HUSSARD SUR LE TOIT)»
Год выпуска: 1996
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие