В предыдущем своем фильме, "Псы войны", молодой британский режиссер Нил Маршалл умудрился на малом бюджете обойти голливудских блокбастероделов, что называется, на их поле. Он сделал мистический боевик высшей пробы, да еще столь густо приперченный иронией, что сразу вышел в лидеры молодого кино, кино, удовлетворяющего требованиям мейнстрима и одновременно радующего глаз поклонников артхауса. "Псы войны", захватывающий и остроумный боевик о гибели отряда спецназовцев в сражении с домом оборотней (а пуще - в разборках друг с другом), рассказывал о поведении "сильной половины человечества" в сверхэкстремальных условиях. Во втором, тоже малобюджетном фильме - "Спуск" - режиссер ставит в подобную ситуацию женщин. И обнаруживает, что их поведение, будучи осложнено ко всему прочему личными проблемами, разного рода ревностью и проч., в сущности, мало чем отличается от поведения мужчин в сходных условиях. Это в эпоху Робинзона Крузо или даже Скарлетт О` Хары мужчины и женщины сильно разнились между собой, в постсуфражистском же мире, в пространстве пост-постмодерна они сравнялись.
Может быть, именно потому шесть зрелых женщин, как выразились бы опять же во времена Скарлетт или тем более Робинзона (а сейчас, стало быть - шесть девушек), отправились в опасное спелеологическое путешествие, так сказать, налегке. Ну что, мол, может с нами случиться в этом возделанном мире, кроме, разве что, автомобильной катастрофы?.. Такой, в какой погибли муж и дочь главной героини. От этой утраты Сара никак не может оправиться, и потому давайте, девочки, сами развеемся и подругу вытащим, помните, как еще совсем недавно мы сплавлялись по горной реке на байдарках, вот здорово было!
В пещере (где-то в Аппалачах), кстати сказать, вновь открытой и еще неисследованной (о чем знает только одна из шестерки - антагонистка страдающей героини и, насколько можно понять, ее тайная соперница не только в спортивных подвигах, но и в личной жизни), женщин, однако, ждет не увеселительная прогулка с приятными приключениями, а бойня с чудовищами и "полная гибель всерьез". Причем гибель, спровоцированная в большей мере, нежели встреча с фантастическими монстрами, собственной беспечностью и глубоко запрятанной личной неприязнью, в экстремальных условиях вырывающейся из тайников психики, как джинн из бутылки, или, точнее, как те самые монстры из горных трещин. И вот уже, отбиваясь от чудовищ, одна из них убивает другую. Вроде бы случайно. Вроде бы...
На самом же деле вполне закономерно. Закономерно не столько потому, что было за что убить, сколько потому, что, столкнувшись с невозделанной цивилизацией (и, разумеется, отнюдь не равнодушной к шапкозакидательским попыткам в очередной раз играючи покорить ее) природой, наши благополучные, непременно лидирующие в обществе, сытые современницы деградировали едва ли не до уровня пещерных монстров быстрее, чем монстры успели на них напасть.
Фильм Нила Маршалла, собственно, именно об этом, а не об очередных разборках с очередными "чужими", какие, например, появляются в отчаянно рекламируемом и совершенно невыразительном новом ужастике "Грот". А раз так, раз "Спуск" - кино скорее антиутопическое, нежели фантастическое, скорее психологическое, нежели приключенческое, а взгляд режиссера на современного человека (и заодно - на всю нашу цивилизацию), в сущности, глубоко пессимистичен, следовательно, блюдо это следует подавать к столу дегустатора вдумчивого и как минимум половозрелого. Нет, дело не в том, что "детям до 16-ти", дело в том, что вообще - не детям. Это не "крики"-раз, два, три в "гротах" возле секса. Это всё весьма серьезно и очень страшно, потому что печально. И ко всему прочему зрелище это на целый час сбрасывает зрителя в пропасть едва ли не натуральной клаустрофобии. А и поделом нам, пустоголовым любителям приятно попугаться и притворно истечь клюквенным соком !
Фильм «СПУСК (THE DESCENT)»
Год выпуска: 2005
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие