КАНИКУЛЫ ГОСПОДИНА ЮЛО (LES VACANCES DE MONSIEUR HULOT)

КАНИКУЛЫ ГОСПОДИНА ЮЛО (LES VACANCES DE MONSIEUR HULOT)

Режиссер Жак Тати </p>

Сценаристы: Жак Тати, Анри Марке </p>

Операторы: Жак Меркантон, Жан Муссель </p>

Композитор Ален Роман </p>

Продюсер Фред Орен </p>

Актеры: Жак Тати, Натали Паско, Луи Перро, Мишель Ролла, Сюзи Вилли, Андре Дюбуа, Люсьен Фрежи, Рене Лакур, Маргарита Жерар и др. </p>

Жанр: комедия </p>

Производство: Франция, 1953


Год выпуска: 1953

Если энергичный дылда Франсуа из "Праздничного дня" был деревенским почтальоном и, естественно, имел возможность разгуляться на просторе, то горожанин Юло почти постоянно ощущает себя слоном в посудной лавке. Сколько бы ни старался этот тактичный, чувствительный и рассеянный великан казаться незаметным, любой его шаг вызывает среди окружающих едва ли не катастрофу. Не то чтобы он все вокруг крушил, но как-то так получается, что, не желая того, каждым своим поступком Юло нарушает покой мирных обывателей и, соответственно, вызывает у них неприязнь, а то и праведный гнев. Впрочем, не у всех. Он достаточно легко сходится с маргиналами, умницами и, конечно же, детьми. Об отношениях с последними у нас будет возможность поговорить, пересматривая фильм "Мой дядюшка". Здесь же, в "Каникулах господина Юло", эта тема только намечена.

Лирико-эксцентрическая комедия, первая в тетралогии о месье Юло, как бы дает нам возможность увидеть сам процесс перемены масок. Действие ее происходит в приморском курортном городке, то есть еще не в Париже, но уже и не в деревне. Сюда новый герой Жака Тати приезжает на летний отдых. Причем, в отличие от остальных обитателей пансиона, он добирается до моря на собственной машине, столь же нестандартной в типичном мелкобуржуазном пейзаже, как и ее обладатель. Назвать автомобиль развалюхой, пожалуй, нельзя, но это явно старый конь, коему давно пора на заслуженный отдых. Юло, однако, не смотрите, что выглядит рассеянным интеллигентом, управляется с машиной так же ловко, как его предшественник Франсуа - с велосипедом.

Юло не менее энергичен, чем Франсуа. На пленэре он чувствует себя свободным. Его походка, обычно сторожкая и слегка неуклюжая, то ли из-за сутулости и слегка откляченного зада, то ли вследствие боязни что-нибудь задеть, кого-нибудь толкнуть, здесь становится легкой, подпрыгивающей, как бы даже порхающей. Сама его дылдистая фигура, кажется, обретает согласие с мирозданием. До тех пор, пока он не сталкивается с людьми или изделиями их рук. Именно отношения с окружающими и разнят Юло с Франсуа. И мы понимаем это с первых же кадров картины. И потому нам не очень смешно смотреть на этого человека.

Но всякий ли клоун должен вызывать гомерический смех? Так ли уж смешон, например, Бастер Китон - "маленький большой человек", меланхолик с сильной волей? Само это сочетание слабости и силы - должно ли вызывать смех? Какова вообще природа смеха? Если герой смешит потому, что ставит в нелепое положение окружающих - это, может быть, и смешно. А смешно ли, когда окружающие ставят в нелепое положение его? Но ведь все равно нелепость?.. Над Отелло, однако, никто не смеется. И над Гамлетом никто не смеется, а ведь он тоже нелеп, потому что не от мира сего, потому что каждым своим поступком ставит в нелепое положение себя самого. Скажете, здесь иная аура, иной стиль?.. Так ли уж иной? Так ли уж сильно типичный герой Китона разнится с Гамлетом? Разве тем только, что в знаменитой дилемме "быть или не быть" "не быть" для него неприемлемо. "Быть" - "и пусть весь мир с тобой в раздоре"! Но что в этом смешного?

А что смешного в Юло? Собственно говоря, фигура-то если не трагическая, то уж наверняка драматическая. Однако неизменно вызывающая улыбку. Почему? Да потому что Юло - не что иное, как alter ego своего создателя, точнее сказать - он сам, Жак Тати, распрекрасно сознающий собственные человеческие слабости и справляющийся с ними с помощью подшучивания. И пусть шутки с годами становятся все печальнее, ведь шутник стареет, естественным образом все больше отдаляется от меняющегося мира, - маска остается прежней. И по-прежнему вызывает у нас улыбку, все более, впрочем, грустную, потому что стареем и мы. Таким способом Тати и его Юло делают удивительно важное дело - воспитывают нас, учат культуре смеха. Учат улыбаться сквозь слезы, не обращая внимания на утробный гогот, насаждаемый мириадами "мешков смеха", круглые сутки непрестанно ржущих в миллиардах "тупых ящиков для идиотов".

Учить можно по-разному. Например, рассказывая какую-нибудь историю. Жак Тати, однако, историй, по существу, не рассказывает. Он просто проводит своего героя по миру, в данном случае - по мирку отдыхающих мещан, которым вовсе не смешно в присутствии Юло. И самому Юло тоже не смешно. То складная лодка сомкнется, как перочинный нож, над его головой прямо в воде. То лошадь, испугавшись его долговязой фигуры, шарахнется от него - и отобьет у бедняги всякое желание совершить верховую прогулку с понравившейся девушкой. То машина заглохнет не где-нибудь, а на кладбище, прямо перед похоронной процессией, а запаска вывалится из багажника, сама по себе облепится опавшей листвой и будет принята распорядителем похорон за венок для покойника. То бедняга двери в пансион закрыть забудет, и шквалистый ветер с моря сорвет чинный обед обитателей. То, наконец, соскучившись среди ночи сидеть в своей пансионатской мансарде (самое ведь и место для долговязого, всем мешающего маргинала, - он, как мы увидим далее в "Моем дядюшке", и в Париже найдет жилище под самой крышей старого дома доживающего свой век квартала) и забредя в какой-то сарай, решит месье Юло покурить неизменную свою трубочку - да и запалит вместе с ней склад петард, приготовленных рачительными хозяевами для прощального фейерверка сезона.

Так, практически без сюжета, сделан фильм "Каникулы господина Юло", больше лирическая, нежели эксцентрическая комедия нравов, в которой очень много воздуха и воды, но еще больше - человека, столь же естественного, как воздух и вода, и этой-то естественностью своей неприемлемого для организованного, а стало быть и неестественного общества. Сделан как бы намеренно неторопливо, но развивается стремительно, подобно брошенной в воду якорной цепи, неуклонно раскручивающейся кольцо за кольцом. Эти кольца - гэги-эпизоды, спаянные из не слишком смешных - как в реальной жизни! - нелепостей, в которые шаг за шагом попадает человек, чуждый благополучному мещанскому миру, но вовсе его не чуждающийся и уж тем более не чувствующий себя в этом мире чужим. Пока не чувствующий. Но уже в следующем фильме, "Мой дядюшка", легкая меланхоличность этого, в сущности, жизнелюбивого человека, сменится, по точному замечанию великого критика Жоржа Садуля, настоящей грустью, а в мягкой иронии Жака Тати по поводу безобидного мещанства начнет проявляться скорбная усмешка над вечной нелепостью преходящего человеческого мироустройства и столь же неизменной, но, увы, непреходящей абсурдностью безысходного бытия.

Фильм «КАНИКУЛЫ ГОСПОДИНА ЮЛО (LES VACANCES DE MONSIEUR HULOT)»
Год выпуска: 1953

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие