ШЕВАЛЬЕ ДЕ ПАРДАЙАН (LE CHEVALIER DE PARDAILLAN)

ШЕВАЛЬЕ ДЕ ПАРДАЙАН (LE CHEVALIER DE PARDAILLAN) Режиссер Бернар Бордери

Сценаристы: Андре Аге, Бернар Бордери (по роману Мишеля Зевако)

Оператор Анри Персен

Композитор Поль Мизраки

Продюсер Анри Жакийяр

Актеры: Жерар Барре, Джанна Мария Канале, Мишель Грейе, Ги Делорм, Кирк Моррис, Жан Топар, Робер Дальбан, Робер Берри, Каролин Рами и др.

Жанр: костюмный авантюрный боевик

Производство: Франция - Италия
Год выпуска: 1962

Отличительная особенность фильмов Бернара Бордери - стремительность, бесшабашность и ирония. Оттого, впервые увиденные сорок лет назад, они не забываются. Ни сериал об Анжелике, ни, конечно же, "Три мушкетера" - самая, пожалуй, сильная (и при этом весьма безжалостная к букве) экранизация романа Дюма. Не забываются и исполнители главных ролей, особенно идеально воплощающие типажи героя и негодяя антагонисты Жерар Барре и Ги Делорм, в "Трех мушкетерах" сыгравшие соответственно д`Артаньяна и Рошфора, здесь же, в экранизации одного из "пардайановских" романов М. Зевако, - вольного, так сказать, стрелка Пардайана и главаря гизовских головорезов Морвера.

Разумеется, Мишель Зевако, как, кстати, и другой "принц" романа-фельетона, Поль Феваль, - не Дюма. Далеко не Дюма. Можно, пожалуй, сказать, что все эти Пардайаны и Горбуны уступают не только романам истинного короля жанра, но даже и стартовой книжке куда более позднего коммерческого сериала супругов Голон про Анжелику. Однако французы любят своих драчливых горбунов и с завидной регулярностью продолжают экранизировать их приключения, отдавая главные роли любимцам новых поколений. Того же "Горбуна" я видел как минимум в трех вариантах. И, право, трудно решить, кто был лучше - Жан Маре или Венсан Перес. Хотя фильмы - и старый, и новые - как таковые на мой вкус равно уступали лентам Бордери. Быть может, как раз из-за того, что не хватало им иронии, когда, знаете, все эти дуэли, драки, скачки и лобзанья с не так чтоб очень красивыми, но чертовски хорошенькими дамочками - всё делается изначально как бы не всерьез, понарошку, по принципу "играем в...".

И вот эту игру в (мушкетеров и прочих Анжелик) темпераментнее всех и всех веселее организовывал ученик великого Марселя Карне Бернар Бордери, а бесшабашнее и одновременно ироничнее всех воплощал Жерар Барре. Он был самым ярким д`Артаньяном из всех мною виденных, и мне всегда хотелось познакомиться с другими работами этого актера. К сожалению, такой возможности до сего дня, когда "Шевалье де Пардайан" был показан каналом ТВ-3, не представлялось. Как не встречалось и упоминаний о его творческой судьбе.

Актер, однако же, снимался в других фильмах, правда, не слишком много, живет в Испании. Сейчас ему около 75 лет. Некоторые подробности о нем я нашел на сайте "Дневник кино" Алексея Дубинского (http://www.dnevkino.ru/index.html), за что автору большое спасибо. Там же можно узнать и о судьбе Ги Делорма, импозантного Рошфора из "Трех мушкетеров" Бордери.

Теперь - о самом фильме. XVI век, эпоха религиозных войн. Уже миновала кровавая Варфоломеевская ночь, но Генрих IV еще не добрался до трона. На одной из парижских улиц выступают бродячие комедианты, возглавляемые неприятным мэтром Бонасье из тех же "Трех мушкетеров". "Гвоздь" программы - танец в исполнении хрупкой блондинки, отчего-то именуемой цыганкой. За танцем наблюдают люди в черном под руководством господина Рошфора оттуда же (здесь его зовут Морвером). "Взять девицу, но не обижать! " - командует он. Партнеры танцовщицы - гигант и клоун - пытаются защитить ее, однако хозяин не задумываясь продает девушку персонажу Делорма, в данном случае работающему не на Ришелье, а на герцога де Гиза (одного из претендентов на французский трон и лидера католической партии) за кошель золотых.

К блондинке уже тянутся жадные руки в черной коже, но не тут-то было. Размахивая шпагой, из соседнего кабачка вылетает отчаянный красавец в белой рубахе, натуральный д`Артаньян, только без усов, и потому его зовут не д`Артаньяном, а Пардайаном (но он, конечно, тоже бедный задиристый гасконец) - и начинается потеха на полтора часа.

Девицу, разумеется, умыкают, правда, со второй попытки - надо же ей подарить поцелуй и надежду своему заступнику (а заодно влюбить в себя и Пардайанова патрона - другого герцога, поплоше, - Ангулемского). Чтобы оправдать мужественный отказ похотливому Гизу. Тот, впрочем, не просто так похотлив, а знает тайну белокурой цыганочки: она, если вы еще не поняли, не просто себе танцовщица, а единственная дочь и наследница убиенных в Варфоломеевскую ночь аристократов-гугенотов.

Далее в игру вступает властолюбивая принцесса-интригантка, невеста Гиза и наперсница его в борьбе за власть. Дело у них с Пардайаном, правда, не доходит ни до постели, ни до поножовщины, как в случае Миледи с д`Артаньяном, но по отвесным стенам ее замка персонажу Барре полазать приходится. И шпагой помахать, и кулаками. И мебели раритетной поломать вдосталь. И так же, как д`Артаньян, он встретит не только врагов, но и друзей. И "наши", разумеется, победят, и, засыпав с ног до головы мукой Рошфора... пардон, Морвера, да потопив его головорезов в водах Сены, уплывут на лодке - "куда ж нам плыть?" - в лагерь Анри IV.

Это, собственно, всё, но, право же, смотрится замечательно. Пусть гэги и драки нон-стоп не вызывают гомерического хохота, они как минимум забавны. И напоминают гэги и драки в Трех мушкетерах. И порой даже кажется, что не просто напоминают, а под сурдинку и пародируют. Как чуть-чуть посмеивается над своим героем Барре, а Бордери - над всем этим псевдоисторическим компотом по-галльски. Но самое забавное в том, что даже композитор Поль Мизраки - и тот здесь, насколько способен уловить мой посредственный слух, пародирует свою же музыку к "Трем мушкетерам".

Быть может, конечно, такая трактовка мне только привиделась. Но хотелось бы верить: коль скоро всякий разумный человек понимает - Дюма ни повторить, ни переплюнуть невозможно, - отчего бы в самом деле и не поиграть в пародию на Дюма. А заодно - и на самих себя, в Дюма уже однажды поигравших?..

Такие вот "парижские тайны".

Фильм «ШЕВАЛЬЕ ДЕ ПАРДАЙАН (LE CHEVALIER DE PARDAILLAN) »
Год выпуска: 1962

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие