СЛОМАННЫЕ ЦВЕТЫ (BROKEN FLOWERS)

СЛОМАННЫЕ ЦВЕТЫ (BROKEN FLOWERS) Режиссер Джим Джармуш

Сценарист Джим Джармуш

Оператор Фредерик Элмс

Композитор Мулату Астатке

Продюсеры: Джон Килик, Стэси Смит

Актеры: Билл Мюррей, Джеффри Райт, Шэрон Стоун, Фрэнсис Конрой, Джессика Ланж, Тилда Суинтон, Джули Делпи, Марк Уэббер, Хлое Севиньи, Кристофер Макдоналд и др.

Жанр: ироничная драма

Производство: США
Год выпуска: 2005

Легко ли быть Дон Жуаном? На сей вопрос, в сущности, уже десятки раз отвечали не только литераторы, сами придумавшие этот образ, но и кинематографисты. Однако, видимо, множество ответов не складываются в исчерпывающий, да и сами эти Доны, всегда оставаясь самими собой, во временах изменяются. Мельчают, точнее, вместе с временами. Хотелось бы сказать - и с именами, их возрождающими. Но здесь не тот случай. Джим Джармуш - художник большой, один из самых больших (и очень немногочисленных) американских режиссеров, работающих в жанре авторского кино. Едва ли не каждая его работа - событие в этом виде искусства. Таковым кажется и новый фильм "Сломанные цветы", легкий, изящный, акварельный, мелодичный, я бы сказал, почти пасторальный, недлинный и вместе с тем весьма и весьма содержательный драматургически.

Итак, легко ли быть Дон Жуаном? А Дон Жуаном на пенсии, Дон Жуаном, выходящим в тираж?

Вот представьте себе человека в сединах и проплешинах, обитающего в собственном обустроенном коттедже, а сейчас дремлющего в мягком диване напротив метрового телевизора, по которому показывают старое кино про Дон Жуана. Наш Дон Жуан в адидасовском тренировочном костюме, тот, что в телевизоре, - в кружевах и брыжах, как положено. Герой дремлет под картину про самого себя, а его очередная (последняя?) подруга собирает чемоданы.

- Уходишь?

- Прости, больше не могу.

- Ну что ж...

Такой, примерно, звучит или может звучать диалог. Впрочем, герой ведь дремлет, даже когда встает с дивана, так что зритель, пожалуй, не уверен, произносятся ли в реальности какие-нибудь слова.

Она уезжает, а он - сомнамбула! - ложится на диван лицом вниз, засыпая под болтовню своего предшественника на экране телевизора.

Утром Дон получает анонимное письмо от одной из бывших. В письме сообщается, что у него есть взрослый сын, который вчера выехал по дорогам Америки на поиски своего отца. Нет, не то чтобы Дон пробуждается, однако просит совета у своего соседа, отца многочисленных черномазых ребятишек. Новоявленный Лепорелло чрезвычайно возбуждается и развивает бурную деятельность (он ведь не слуга, нахватавшийся привычек хозяина, а всего лишь сосед Дона), пытаясь по виду письма, цвету конверта и изображению на марке определить личность отправительницы. Затем просит у заказчика несколько дней отсрочки, в течение которых наш герой продолжает дремать. Для чего Дону тренировочный костюм - Бог весть, ведь он не бегает от инфаркта, не сгоняет брюшко, по-моему, даже не умывается.

Несколько дней проходят, и сосед, ни до чего существенного не докопавшись, отправляет героя на поиски женщины, пославшей письмо. Дон должен приходить на свидание с розовыми (пардон за тавтологию!) розами и внимательно наблюдать, какую реакцию вызовет у женщины цвет, ведь письмо напечатано на машинке на розовой бумаге. Ежели забеспокоится, значит - она.

Как во сне, Дон садится в машину, потом в самолет, потом опять в машину и так разъезжает по ильф-петровской одноэтажной Америке в поисках матери своего гипотетического сына. Ему предстоит встретиться с тремя бывшими любовницами, ныне, конечно, постаревшими, изменившимися почти до неузнаваемости, но ведь и он сам уж не тот, надо думать, что был когда-то. К тому же все время дремлет. Движется как сомнамбула. И, по большому-то счету, ничего ему не надо. Никого. Разве что сына. Впрочем, вряд ли и это он понимает отчетливо... Зато его бывшие подруги - одна другой хлеще - не спят, отнюдь. Мир феминизировался, и недаром во многих и многих произведениях искусства ХХ века роль Дон Жуана исполняет женщина. Гораздо чаще, чем мужчина, вросший в треники и вместе с костюмом утративший свою суть.

Вот интересно, предстоит ли Дону проснуться, и если так, то надолго ли? И что принесет ему пробуждение? Об этом, в принципе, и рассказывает фильм Джима Джармуша, хотя и о многом другом тоже. О мужчинах и женщинах, об ответственности и безразличии, о буддизме, которым прикрывается обыкновенная и усталая от самой себя лень, об увядании без расцвета тех самых сломанных цветов, какими, вероятно, представляемся автору мы, его современники, лишенные подлинного смысла жизни, если, конечно, не считать таковым "сны золотые" под непрекращающееся бессмысленное бормотание телевизора - от рассвета до заката.

Превосходный фильм для взрослых с отличными актерскими работами, прежде всего грустного и философичного клоуна Билла Мюррея (но и дамы ему мало в чем уступят), с великолепным, фирменным джармушевским саундтреком и невообразимо лиричной операторской работой.

Фильм «СЛОМАННЫЕ ЦВЕТЫ (BROKEN FLOWERS) »
Год выпуска: 2005

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие