Резюмировать полагается в конце рецензии. Я же с резюме начну: пожалуйста, не смотрите. Поддержите молодого американского зрителя, в массе своей не читавшего, скорее всего, классической новеллы Рэя Брэдбери, но хайамсову халтуру тем не менее с треском провалившего. Провалившего, потому что сегодня так делать кино нельзя и потому что так нельзя делать кино никогда. Тем более нельзя так обращаться с литературным первоисточником. Настоящее искусство (а книги Рэя Брэдбери - истинное искусство слова) в эпоху постпостмодерна, может быть, и действительно ископаемое, но не стоит все же забывать, что не все ископаемые были жвачными...
Одноименный 15-страничный рассказ Брэдбери написан в 1952 году, но, как вяская подлинная классика, с годами ничего не утратил. Перед просмотром фильма я перечитал его. И, конечно, совершил ошибку, потому что после прочтения смотреть хайамсово художество стало уж совершенно невозможно. В рассказе присутствуют всего-навсего пять персонажей мужского пола, из них двое не произносят ни одного слова, если, конечно, не считать репликами два выстрела. Еще двое говорят, в основном предостерегая рефлексирующего главного героя по имени Экельс, чтобы он, за немалые деньги отправляясь на машине времени в чудовищно далекое прошлое, ни в коем случае не сходил с узкой искусственной тропы, дабы не нарушил случайно экологического равновесия и не изменил тем самым историю. Сам же Экельс - обычный человек, отнюдь не супермен. Он пускается в авантюру от скуки, из любопытства, может, по глупости, но отнюдь не из стремления к кардинальным переменам в истории или даже в собственной судьбе. Тем паче, что прошедшие накануне выборы, в которых он активно участвовал, слава Богу, завершились успешно: провалили слишком амбициозного кандидата, избрали предсказуемого. Отчего ж теперь не развлечься, не подбросить в кровь адреналина? Попав в доисторическое прошлое, Экельс пугается сразу же, еще до встречи с чудовищем, и сразу же начинает сожалеть о том, что отправился на сафари не на зеленые холмы сравнительно безопасной и политически еще спящей Африки, а черт знает куда. Потому встреча с тиранозавром (или как его там - у Брэдбери, подающего хищника глазами испуганного героя, это "ящер", "гигантская рептилия", грандиозное и чудовищное "ОНО") лишает его воли и едва ли не разума. ТАКОГО его типичное, тепличное сознание рядового горожанина выдержать не может. Экельс не то что не стреляет в вожделенную добычу, он, бросив ружье, бежит куда глаза глядят и, естественно, сбивается с тропы, наступает на бабочку - и меняет историю. И закономерно погибает в финале, уже благополучно возвратившись в свое время, вроде бы почти и не изменившееся. Ну вот, разве что, в этом времени изменилось правописание так, словно его придумывали исключительно двоечники. Да еще выбрали как раз того самого амбициозного кандидата, которого Экельс и такие как он, благополучно забаллотировали ДО рокового путешествия. (Может, и правописание-то изменилось как раз под нового крутого президента с прозрачным именем Дойчер. Напомню еще раз: рассказ написан в 1952-м, когда мировая война уже закончилась, но отнюдь не завершилась эпоха, в которой реальным миром заправляли именно дойчеры, всех на свете лучшие друзья и страстные любители устанавливать свои правила где ни попадя, в том числе и в правописании, тем более - в правописании.) И - всё: гром грянул, и нет и не может быть никакого возврата. И настоящий охотник, представитель А/О "Сафари во времени", разносит герою череп выстрелом из крупнокалиберного ружья. От печальной иронии Брэдбери, от точного психологического портрета человека и времени, человека в конкретном времени в фильме не осталось ничего. В броуновском хаосе носятся туда-сюда без смысла и цели супермены и блондинки. То ли космонавты, то ли, наоборот, водолазы в жюль-верновских скафандрах грудью закрывают от картонных чудовищ то ли мулаток, то ли просто брюнеток, нещадно паля не то в горилл с хвостами бронтозавров, не то в тиранозавров с мордами горилл. А всем этим маскарадом статистов командует маленький импозантный злодей - несостоявшийся великий диктатор. А всё и вся, в том числе и злодея-диктатора, периодически захлестывают эдакие фотошопные наплывы - волны времени, вызванные плешивым трусом в бахилах, одной из коих он и пришмякнул полуметровую бабочку - и как не заметил, очевидно, пьян был. Вся эта окрошка из терминаторов и юрассик-парков, переснятых как будто не в 2005-м, а - назад в будущее! - в 80-х, после чего переснятых вновь - в 50-х, завершается, разумеется, хэппи-эндом, коего ждешь-не дождешься битых полтора часа, начиная ровно через семь минут после футуристической экспозиции, где нам представлено ровно такое же броуновское движение наземных и надземных средств передвижения, дурно перерисованных из недавних экранизаций новелл Филипа Дика, кстати, столь же маловыразительных, как и хайамсова халтура. И все эти ощущения испытываешь дома, на диване, с чашкой кофе и дымящейся трубкой, борясь между необходимостью досидеть до конца, чтобы написать-таки нечто ни о чем, и непреодолимым желанием переключиться хоть куда-нибудь, хоть на что-нибудь, хоть на "первую кнопку" с ее столь же невыразительным и несообщительным воскресным "Временем". А что же тогда испытывает зритель в кинотеатре?!. В общем, бред полный и тоска невыразимая. И - бедный Брэдбери, и несчастный я, вынужденный полтора часа томиться и играть с Голливудом в пьяницу, да еще ж и не из денег, а лишь бы проводить, увы, не вечность, а время, которого у меня, в отличие от пушкинской ведьмы и хайамсовых аллозавров, совсем не так много. И еще один несчастный посреди всех этих неразличимых даже вооруженным глазом маккормаков-бёрнсов - прекрасный актер Бен Кингсли, зачем-то раз за разом появляющийся в подобном безвкусном вареве. То ли ему славы мало, то ли денег... Впрочем, если бы тот же Кингсли снялся бы в настоящей экранизации рассказа Брэдбери, а не в бреду по мотивам, и сыграл бы не стандартного злодея, а того самого рефлексирующего главного героя... Но то была бы совсем уж другая история, а Голливуд бы смыло наконец волной времени.Фильм «И ГРЯНУЛ ГРОМ (A SOUND OF THUNDER) »
Год выпуска: 2005
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие