9 РОТА

9 РОТА

Режиссёр Фёдор Бондарчук

Сценарист Юрий Коротков

Оператор Максим Осадчий

Композитор Дато Евгенидзе

Продюсеры: Елена Яцура, Сергей Мелькумов, Фёдор Бондарчук

В ролях: Алексей Чадов, Артур Смольянинов, Константин Крюков, Иван Кокорин, Артем Михалков, Михаил Пореченков, Федор Бондарчук, Михаил Евланов, Александр Баширов, Алексей Серебряков, Ирина Рахманова, Михаил Ефремов и др.

Производство: Россия
Год выпуска: 2005

Изобилие в сети и на бумаге всевозможных - восторженных и уничижительных, кратких и развернутых, профессиональных и любительских, киноведческих и исторических - рецензий, аннотаций, откликов на фильм Федора Бондарчука избавляет меня от необходимости сколько-нибудь подробно пересказывать содержание картины, сообщать о тех или иных художественных и технических достоинствах или недостатках отечественного блокбастера. Даже и впечатлениями делиться не стану - все уже сказано до меня. Имеет смысл предложить читателю только вот какие размышления.

Совершенно очевидно, Ф. Бондарчук поставил перед собой задачу (и, в общем, выполнил ее) снять кино одновременно серьезное и коммерчески успешное. Последнего рода удач в новом российском кино не так уж и мало - достаточно, думаю, назвать только совсем недавние, например, "Ночной продавец" и "Последний уик-энд", или, чуть оглянувшись назад, вспомнить "Жмурки" и экранизации приключений Эраста Фандорина (хотя лично мне из киноверсий акунинских детективов более-менее сносной показалась только версия "Статского советника"). С серьезным же кинематографом сложнее. Тут навскидку могу назвать только "Возвращение" Звягинцева и ленты Учителя (речь, понятно, не просто о кино последних лет, но - прежде всего - о новых именах). Тем не менее, говорить об удачах и в жанровом кино, и в авторском представляется возможным. По сути, остается лишь один вариант серьезного кино, о котором отечественный зритель (по крайней мере, зритель старшего поколения) истосковался - киноэпос. Сын крупнейшего мастера именно этого жанра в нашем кинематографе на данный запрос и откликнулся. Как сумел. Я же здесь попытаюсь вслух поразмышлять, насколько у него это получилось.

Итак, задумаемся, отвечает ли сильный, крепкий, трагический и коммерчески успешный (ни в одном из этих определений серьезных сомнений нет, кажется, ни у кого из уважаемых кинокритиков) фильм "9 рота" требованиям киноэпоса. Сопоставима ли эта картина с фильмом "Они сражались за родину" Бондарчука-старшего, которому посвящена, на которого сын равнялся?

Давайте сразу и ответим на этот вопрос. Нет, "9 рота" отвечает не всем требованиям эпоса и не сопоставима с заданным образцом. Почему?

Ответ, по крайней мере, прямой ответ очень прост, и в какой-то степени снимает с молодого (хотя какой он молодой?!.) режиссера вину и ответственность. Истинный эпос ВСЕГДА и ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ рассказывает о национальном герое, действующем в интересах национальной идеи. ОНИ - отцы и деды, герои недописанного шолоховского романа и классической ленты С. Бондарчука - сражались ЗА РОДИНУ, погибали НА Родине. Где и ЗА ЧТО погибают герои "9 роты"?..

Вы скажете: а где и за что погибают герои "Цельнометаллической оболочки" (фильма, от которого в "9 роте" куда больше, чем от заявленного образца), "Апокалипсиса наших дней", "Взвода", других западных эпических картин вплоть до "Крестного отца" или "Однажды в Америке"? Отвечу - они погибают в Америке (даже если и во Вьетнаме) и за американскую мечту, то есть за самих себя любимых. Попробуйте сказать то же - погибают за мечту о хорошей жизни для себя - о героях любого истинного национального эпоса, пусть даже не древнего, а совсем по историческим меркам недавнего. Ну, например, за что погибает Андрей Болконский?

Так за что же погибают герои "9 роты"? И вам, и мне, конечно же, было жаль бессмысленно погибших парней, и у вас, и у меня, конечно же, выступили слезы на глазах в финале картины. Это так и должно быть: Бондарчук - профессионал, знал, что делает, и делал на совесть. (Хотя, мне кажется, авторы картины, снимая свой эпос, могли бы избежать модного постмодернистского цитирования эпосов чужих, и уже на уровне сценария постараться по возможности уйти от прямой зависимости от фильмов Кубрика и Копполы, ведь, согласитесь, национальный трагический эпос и постмодерн как-то не слишком согласуются.)

Но слезы слезами, а катарсиса я не испытал. А вы? А почему?

А потому что, посвящая свою работу памяти отца и памяти высокой трагедии "Они сражались за Родину", Федор Бондарчук на деле предлагает нам военную драму в духе (если не в букве) "Цельнометаллической оболочки" и "Апокалипсиса сегодня", так сказать, очередную кинематографическую "усмешку горькую обманутого сына над промотавшимся отцом". Но тогда перед нами встает другой вопрос: действительно ли промотался великий режиссер - читай великий народ, или, наоборот, его, народ, промотали? Впрочем, этот вопрос останется без ответа, что бы я тут ни наговорил. Потому зададимся третьим вопросом: отчего, обещая нам трагический эпос, Федор Бондарчук снял военно-социальный трагифарс по голливудским лекалам?

Да именно оттого, что ничего иного и снять не мог, ведь делал фильм не об отцах, ведь его герои, люди его поколения погибали, в отличие от поколения Бондарчука-старшего, ни за что, прошли безымянными, потерянными и ушли, как это ни горько сказать, в никуда. Почему? Потому что, в отличие от помянутых отцов, не было у них ни веры, ни надежды, ни смысла. И, стало быть, фильм - сам по себе очень достойный, несмотря на высказанные "но" - повествует совсем не о том, о чем рассказывала картина Бондарчука-старшего, не о героизме, не о подвиге защитников Отечества, может быть, и не о войне даже, а именно о трагическом фарсе последнего поколения советских людей, который, сколь бы ни был он страшен и печален, не в состоянии вызвать у зрителя высоких эмоций, ибо лишен главного из того, что способно такие эмоции вызвать - трагического оптимизма. Света лишен и фильм, и личный подвиг каждого из гибнущих его героев, светлого смысла: "Родину защищаем". А коли так, то ни о каком эпосе говорить не приходится, и не понапрасну вспомнилась мне процитированная выше лермонтовская строчка.

И, конечно, именно потому новый отечественный серьезный фильм не вызвал у меня, неоднократно вслух именно о таком масштабном кино и грезившего, никакого восторга. Больше того, и телевизионный "Штрафбат", и куда менее амбициозная "Звезда" понравились мне безусловно, а "9 рота" - нет, отнюдь не безусловно. А может, причина еще в том, что сам я - человек того же потерянного поколения - не рад узнать собственного и своего времени (своего безвременья) отражения? "Рожденные в года глухие...". Помните, как дальше? "Пути не помнят своего".

Хотя есть, кажется, и еще один вариант ответа на все поставленные тут "проклятые" вопросы. Вспомним о том, сколько стоит эта музыка - кино, и о том, что кто-то эту музыку - кино - оплачивает. И тогда станет понятно: как бы ни хотелось режиссеру поставить памятник отцу, одновременно заявив себя, так сказать, на первенство, музицировать ему пришлось в соответствии с требованием заказчиков. А какие у нас сегодня заказчики, всяк и без меня понимает. Смеется ли паяц, плачет ли паяц - лишь бы не задумывался. А мы с вами тут об эпосе и сверхзадаче - национальной идее!..

Фильм «9 РОТА»
Год выпуска: 2005

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие