ШЕСТЬ ДЕМОНОВ ЭМИЛИ РОУЗ (ИЗГНАНИЕ ДЬЯВОЛА ИЗ ЭМИЛИ РОУЗ) (THE EXOCISM OF EMILY ROSE)

ШЕСТЬ ДЕМОНОВ ЭМИЛИ РОУЗ (ИЗГНАНИЕ ДЬЯВОЛА ИЗ ЭМИЛИ РОУЗ) (THE EXOCISM OF EMILY ROSE)

Режиссер Скотт Дерриксон

Сценаристы: Скотт Дерриксон, Пол Харрис Бордмен

Оператор Том Стерн

Композитор Кристофер Янг

Продюсеры: Пол Харрис Бордман и др.

Актеры: Лора Линни, Том Уилкинсон, Кэмпбелл Скотт, Дженнифер Карпентер, Колм Фиоре, Мэри Бет Хёрт, Данкан Фрэйзер и др.

Жанр: судебный триллер с элементами мистики


Год выпуска: 2005

В 1973 году на экраны вышел, вероятно, самый знаменитый фильм об экзорцизме, снятый Уильямом Фридкином. Спустя три года в Германии в течение восьми месяцев продолжался обряд экзорцизма над юной девушкой, то ли страдавшей нетривиальной формой психоза, то ли и впрямь одержимой бесами, обряд, закончившийся не киношным хэппи-эндом, а гибелью подопытной. Об этом-то обряде - во всяком случае, формально - и рассказывает новая лента Скотта Дерриксона. Неформально же она рассказывает о человечестве, лишенном (самого себя лишившем) Бога, а вместе с ним и моральных норм. То есть о человечестве вне границ человечности. Это, неформальное, понимание возникает у зрителя отнюдь не во время просмотра жутковатых и прямо жутких эпизодов экзорцизма ли, одиноких ли ночных страданий героини во время приступов бесовщины, выворачивающих наизнанку ее тело и душу, нет, оно возникает в тех эпизодах, когда в зале суда адвокат экзорциста (между прочим, священнослужителя, в суде над которым заинтересована, как ни странно, сама церковь) заставляет присяжных задуматься над вопросами, о которых мы забыли (или предпочитаем не помнить), а именно: сколько в церкви - от Храма, а сколько от гражданского учреждения; зачем, кем и для чего нам дана жизнь; ведомы ли мы по ней или оставлены брести вслепую; есть ли Бог, а если да, то где Он и почему мы вспоминаем о Боге лишь тогда, когда сталкиваемся с дьяволом?..

Иными словами, фильм, как сообщается в аннотации, снятый по мотивам реальных событий, а по словам режиссера, являющийся еще и первой попыткой перенести жанр ужасов в зал суда, от какового перемещения ужас, надо думать, должен стать еще ужасней, фильм, стало быть, имеет философско-публицистическое содержание.

На самом ли деле имеет - решать, конечно, каждому зрителю самостоятельно. Мне же... нет, мне не было страшно - жизнь за окном страшнее, но вот то, что я думал именно о жизни за окном в то время, когда на экране телевизора сначала убивали больную девочку, чтобы спасти ее от бесов, а потом убивали в суде священника, невольно ее погубившего, убивали (и прокурор, и зрители, и присяжные, во спасение плоти топчущиеся по душе, и без того страждущей) - чтобы спасти бесов внутри самих себя, конечно же, христиан, конечно же, прихожан, одинаково, впрочем, лояльных и к бесам и к батюшкам - само по себе о чем-то же говорит... По-моему, о том, что фильм и хорош, и силён, и умён, и честен - хотя бы потому, что не страшится вслух вопрошать о самом главном: куда мы идем, с кем и зачем.

В завершение этой заметки хочу отметить превосходную работу актерской команды, особенно Тома Уилкинсона, благодаря которому все эти - вечные и сегодняшние "проклятые" вопросы прозвучали особенно сильно. Но суть, и смысл, и ценность ленты, повторяю, не в актерах, не в режиссерском, операторском, даже в драматургическом мастерстве, с каковыми она, безусловно, сделана, а именно в них, в "проклятых" вопросах. В отчаянном бесстрашии, с каким создатели этого триллера и ужастика использовали масскультный жанр для того, чтобы показать нам, зрителям, наших демонов, собственные наши физиономии. Потому и показался мне дерриксонов "Экзорцист" важнее, интереснее и художественно убедительнее классического "Экзорциста" Фридкина.

Фильм «ШЕСТЬ ДЕМОНОВ ЭМИЛИ РОУЗ (ИЗГНАНИЕ ДЬЯВОЛА ИЗ ЭМИЛИ РОУЗ) (THE EXOCISM OF EMILY ROSE) »
Год выпуска: 2005

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие