Режиссер Скотт Дерриксон
Сценаристы: Скотт Дерриксон, Пол Харрис Бордмен
Оператор Том Стерн
Композитор Кристофер Янг
Продюсеры: Пол Харрис Бордман и др.
Актеры: Лора Линни, Том Уилкинсон, Кэмпбелл Скотт, Дженнифер Карпентер, Колм Фиоре, Мэри Бет Хёрт, Данкан Фрэйзер и др.
Жанр: судебный триллер с элементами мистики
В 1973 году на экраны вышел, вероятно, самый знаменитый фильм об экзорцизме, снятый Уильямом Фридкином. Спустя три года в Германии в течение восьми месяцев продолжался обряд экзорцизма над юной девушкой, то ли страдавшей нетривиальной формой психоза, то ли и впрямь одержимой бесами, обряд, закончившийся не киношным хэппи-эндом, а гибелью подопытной. Об этом-то обряде - во всяком случае, формально - и рассказывает новая лента Скотта Дерриксона. Неформально же она рассказывает о человечестве, лишенном (самого себя лишившем) Бога, а вместе с ним и моральных норм. То есть о человечестве вне границ человечности. Это, неформальное, понимание возникает у зрителя отнюдь не во время просмотра жутковатых и прямо жутких эпизодов экзорцизма ли, одиноких ли ночных страданий героини во время приступов бесовщины, выворачивающих наизнанку ее тело и душу, нет, оно возникает в тех эпизодах, когда в зале суда адвокат экзорциста (между прочим, священнослужителя, в суде над которым заинтересована, как ни странно, сама церковь) заставляет присяжных задуматься над вопросами, о которых мы забыли (или предпочитаем не помнить), а именно: сколько в церкви - от Храма, а сколько от гражданского учреждения; зачем, кем и для чего нам дана жизнь; ведомы ли мы по ней или оставлены брести вслепую; есть ли Бог, а если да, то где Он и почему мы вспоминаем о Боге лишь тогда, когда сталкиваемся с дьяволом?..
Иными словами, фильм, как сообщается в аннотации, снятый по мотивам реальных событий, а по словам режиссера, являющийся еще и первой попыткой перенести жанр ужасов в зал суда, от какового перемещения ужас, надо думать, должен стать еще ужасней, фильм, стало быть, имеет философско-публицистическое содержание. На самом ли деле имеет - решать, конечно, каждому зрителю самостоятельно. Мне же... нет, мне не было страшно - жизнь за окном страшнее, но вот то, что я думал именно о жизни за окном в то время, когда на экране телевизора сначала убивали больную девочку, чтобы спасти ее от бесов, а потом убивали в суде священника, невольно ее погубившего, убивали (и прокурор, и зрители, и присяжные, во спасение плоти топчущиеся по душе, и без того страждущей) - чтобы спасти бесов внутри самих себя, конечно же, христиан, конечно же, прихожан, одинаково, впрочем, лояльных и к бесам и к батюшкам - само по себе о чем-то же говорит... По-моему, о том, что фильм и хорош, и силён, и умён, и честен - хотя бы потому, что не страшится вслух вопрошать о самом главном: куда мы идем, с кем и зачем. В завершение этой заметки хочу отметить превосходную работу актерской команды, особенно Тома Уилкинсона, благодаря которому все эти - вечные и сегодняшние "проклятые" вопросы прозвучали особенно сильно. Но суть, и смысл, и ценность ленты, повторяю, не в актерах, не в режиссерском, операторском, даже в драматургическом мастерстве, с каковыми она, безусловно, сделана, а именно в них, в "проклятых" вопросах. В отчаянном бесстрашии, с каким создатели этого триллера и ужастика использовали масскультный жанр для того, чтобы показать нам, зрителям, наших демонов, собственные наши физиономии. Потому и показался мне дерриксонов "Экзорцист" важнее, интереснее и художественно убедительнее классического "Экзорциста" Фридкина.Фильм «ШЕСТЬ ДЕМОНОВ ЭМИЛИ РОУЗ (ИЗГНАНИЕ ДЬЯВОЛА ИЗ ЭМИЛИ РОУЗ) (THE EXOCISM OF EMILY ROSE) »
Год выпуска: 2005
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие