УОЛЛЕС И ГРОМИТ: ПРОКЛЯТИЕ КРОЛИКА-ОБОРОТНЯ (WALLACE & GROMIT: THE CURSE OF THE WERE-RABBIT)

УОЛЛЕС И ГРОМИТ: ПРОКЛЯТИЕ КРОЛИКА-ОБОРОТНЯ (WALLACE & GROMIT: THE CURSE OF THE WERE-RABBIT)

Режиссеры: Ник Парк, Стив Бокс

Сценаристы: Боб Бейкер, Стив Бокс, Ник Парк, Марк Бёртон

Композитор Джулиан Нотт

Продюсеры: Грейг Дженнингс, Карла Шелли, Ник Парк, Петер Лорд и др.

Жанр: анимация / пародия на фильмы ужасов

Производство: Великобритания - США


Год выпуска: 2005

Не станем начинать с морали. Может, и вообще не будем о морали. Она, конечно, есть, как не быть - первый полнометражный фильм из знаменитого, "оскароносного" сериала про старую добрую Англию в ее современном, естественно, провинциальном воплощении сработан-то на голливудские деньги. Итак, мораль есть, однако она как минимум не навязчива. Потому не будем о морали. Давайте лучше о самой басне.

Итак, 16 лет назад молодой британский аниматор Ник Парк придумал своих героев - человека и пса. Первый жует сыр и изобретает разные технические штукенции в помощь обленившемуся человечеству, второму не то что кость погрызть, а и почесаться-то за ухом некогда - надо хозяина выручать из ловушек его собственного хитроумия. Пара эта, исполненная Парком в пластилине, на самом деле существует, вероятно, столько же, сколько мировая культура, хоть Дон Кихота вспомните, хоть какого-нибудь Ниро Вульфа. Кстати сказать, мне почему-то парковская парочка больше всего именно Вульфа с Гудвином и напоминает, несмотря на внешнюю несхожесть. Ну, как же: один думает, другой бегает. А поскольку изначально, то бишь с первого мультика, эта история тотально иронична, стало быть, тот, кто думает, отнюдь не должен быть умнее того, кто бегает. (Вот вам, кстати, и мораль, по крайней мере, одна из ее составляющих, весьма актуальная как для Англии, так и вообще для западной цивилизации со всеми и всяческими ее автоматами в быту, отучившими современного человека от любой естественной деятельности.)

Побегать же в "Проклятии кролика-оборотня" пластилиновым героям Ника Парка пришлось как следует, ведь сами посудите: мало того, что родная ленивая-счастливая деревня изо всех сил готовится выиграть чемпионат по овощеводству, так еще и главного героя, впрягшего себя самого и своего пса в неблагодарную работенку по отлавливанию из соседских огородов прожорливых кроликов с помощью своевременно и собственноручно сконструированного насоса-пылесоса, хитроумно втягивающего в пузатую колбу расплодившихся грызунов, угораздило влюбиться в заказчицу этого самого пылесоса, между прочим, аристократку, на руку которой претендует шибко кучерявый и не менее того задиристый боксер с ружьем по имени Виктор Квотермейн (шарж одновременно на Виктора Франкенштейна - персонажа готического романа Мэри Шелли, и Алана Квотермейна - героя многочисленных приключенческих историй Г.Р. Хаггарда).

Насос-пылесос Уоллеса действует на кроликов безотказно, не хуже его неизменной идиотической улыбочки на почти замужнюю аристократку. Тем не менее беготня только начинается, ведь огородники ведут свой спор не за количество, а за качество продукции, иными словами - победит тот, кто вырастит самый большой, самый сочный, самый вкусный овощ. И всяк выращивает свой, даже пес Громит любовно оглаживает в теплице какую-то зеленую штуку, покуда его хозяин мыслит над новым изобретением. Уоллесу же не до овощей. Ему надо кроликов пылесосом отлавливать да мало того перевоспитывать отловленных - как же ж можно благовоспитанному селянину таких милых и пушистых - да в суп!.. Сие перевоспитание должно произойти с помощью нового прибора, способного внушать подопытным мысль о несъедобности морковки.

И как всякий подлинный естествоиспытатель, Уоллес просто обязан испробовать новое изобретение на себе. Так что тщетно бедный мудрый Громит с ужасом воздымает лапы и прикрывает ими глаза. Проклятие Франкенштейна - Кинг-Конга - Дракулы и прочих несчастных отпрысков извращенного художественного мышления сбывается. Изобретатель превращается в чудовищного кроля, лупцует себя в грудь кинг-конговскими ручищами, рвется прочь - в ночь из дому, и... Виктор Квотермейн выходит на охоту, а несчастный Громит - дай Бог ноги - бросается выручать хозяина из очередной авантюры: пешком, автомобилем, самолетом, в каждом случае заставляя нас припоминать старое кино: то "Чужака" Орсона Уэллса, а то "Правдивую ложь" Джеймса Кэмерона...

Достаточно, наверное, о басне - она ведь совсем свежая, хоть и скроена из старых, хорошо известных всем, кто любит жанровое кино и приключенческие книжки, лоскутков. Скроена и сшита, на мой вкус, превосходно, очень динамично, остроумно в каждом кадре, в любой отсылке, во всяком шарже. Последних не счесть и не назвать, поскольку именно они и составляют содержание, а заодно - по законам нынешней культурной действительности - и мораль (ну, по крайней мере, часть морали) всей басни, сочиненной, может, и на голливудские деньги, но отнюдь не по голливудским лекалам. Она, басня, конечно, о кино, голливудском, великом и ужасном, но все же куда больше о реальности, о дне вчерашнем, сегодняшнем - всегдашнем. Она, конечно, об англичанах, но не в меньшей степени о нас с вами. А значит, не только для них, но и для нас. Для всех нас, больших и маленьких. Только маленькие с удовольствием посмотрят ее как сказку, а большие...

В общем, сказка - ложь, а не увидит в ней намека разве что совсем уж незрячий.

Фильм «УОЛЛЕС И ГРОМИТ: ПРОКЛЯТИЕ КРОЛИКА-ОБОРОТНЯ (WALLACE & GROMIT: THE CURSE OF THE WERE-RABBIT)»
Год выпуска: 2005

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие