Новая лента Джеки Чана сделана в несколько необычном для него жанре - фэнтези. Так, по крайней мере, дело выглядит на первый взгляд. Этот, первый, взгляд оценивает красоту пейзажа и, соответственно, великолепную работу оператора, далее - костюмы, оружие, лошадей, а значит, и столь же тщательную работу художника, костюмеров, дублеров. Взгляду вторит ухо - музыка в фильме (в том числе и песня, звучащая уже после окончания картины) тоже превосходна. А дальше, когда к глазу и уху подключается размышление (и воспоминания, конечно же), когда пытаешься понять о чем, собственно, речь и как эту "речь" преподносят исполнители...
Ну, во-первых, вспоминаешь, что элементы фэнтези в кинематографической истории Джеки Чана уже были (те же "Шанхайские рыцари", например), во-вторых, вспоминаются не только бесчисленные и безразмерные приключенческие боевики, типа "Золота Маккенны" или "Индианы Джонса" (между которыми, в сущности, большой разницы нет), но и японско-китайские колоссы, восходящие к зрелому Куросаве (ряд батальных эпизодов "Мифа" со всей очевидностью, думается, напоминают и гибель героя "Паучьего замка", и катастрофическую фреску из фильма "Ран"). Вспоминаешь и совсем-совсем другую ленту - "Великолепного" Филиппа де Брока, открывшую широкому советскому зрителю в 70-е замечательного Бельмондо. Как ни странно, именно этот фильм вспоминался мне больше всего во время просмотра "Мифа". Дело тут, думаю, не только в том, что есть нечто общее в драматургической конструкции обеих картин: главный герой и там и здесь перевоссоздает себя силой воображения (с той разницей, что герой "Мифа", существующий параллельно и в средневековье, и в наши дни, и в Китае, и в Америке, вовсе не пародирует сам себя и других суперменов масскульта, - он - герой и здесь, и там - скорее всего, герой родом из древности, и коли так, призывает свое современное alter ego воплощать в нашем бездарном настоящем героическую сущность воина чести, верности и справедливости). Дело, пожалуй, в том, что Джеки Чан - прежде всего и главным образом актер комедийный, этакий добрый клоун с большими кулаками. И потому маска жертвенного героя, образ Вечного Воителя, в отличие от того же Бельмондо, которому одинаково подвластны личины героев и злодеев, боксеров и клоунов, сидит на нем... ну, скажем, как упряжь першерона на пони. Вроде бы, все сделано правильно и качественно, вроде бы иные эпизоды однозначно призывают и прямо заставляют сострадать - ан нет, только-только расчувствуешься, как тут же красный клоунский носяра откуда-нибудь да и высунется. В общем же, действо, где есть любовь и поиск любви, и битва за любовь, и самопожертвование, и враги любви - жрецы наживы, действо это не так уж дурно, даже напротив. Фильм состоялся по многим требованиям и частностям, кроме одной. Зато эта одна - жанровая чересполосица - никак не позволяет всерьез сравнивать "Миф" - картину дорогостоящую, местами интересную, во всяком случае, нескучную, картину не столько полижанровую и постмодернистскую, сколько, конечно же, просто сделанную на потребу зрителя, всем блюдам предпочитающего окрошку, - с истинными шедеврами кинематографа, от коих отталкивается, к коим, может быть, даже и устремляется, да вот не дотягивает, несмотря на обилие полетов во сне и наяву, боев на мечах и кулаках и прочих неизменных атрибутов нынешнего всеядного кино. А ведь все могло бы быть иначе, возьмись Чан не за поднадоевшую диковатую помесь Куросавы со Спилбергом, приправленных пряным соусом де Брока, а, например, за какой-нибудь муркоковский текст из циклов про Эрикёзе или Элрика и сыграй в нем не заглавного героя, а - друга и барда, того, кто смешит да спевает, но и поспевает, и спасает великого своего товарища в самый ответственный миг, ничтоже сумняшеся срывая клоунский наряд и выхватывая короткий злой клинок из чехла для мандолины. А что, разве не любопытно самому Чану по-настоящему попробовать себя в другом жанре?Фильм «МИФ (THE MYTH)»
Год выпуска: 2005
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие