38-Я ПАРАЛЛЕЛЬ (ТАЕГУКИ)

38-Я ПАРАЛЛЕЛЬ (ТАЕГУКИ)
Год выпуска: 2004

Все фильмы о войне, в сущности, говорят об одном: она калечит землю, тела и души. Безнадежно, беспощадно и бессмысленно. Тем более война гражданская. Нет, смысл, конечно, всегда рано или поздно отыскивается для оправдания туманных целей поджигателей или для правильного воспитания следующих поколений. Но что в нём для тех, кто сгорел в аду войны?

Можно по-разному снимать такие фильмы, можно по-разному их смотреть, быть на чьей-то стороне, вместе ненавидеть врага и сопереживать своим. Так делали кино в первой половине прошлого века. Но этот век перемолол в мясорубках войн столько жизней, породил столько потерянных поколений, что мы наконец поняли: нет и не может быть справедливых войн, тем более гражданских. Ибо нет в них правых и виноватых. Есть убитые, искалеченные, обездоленные Понять-то поняли, да воевать продолжаем. А раз так плохо поняли. Может быть, поймём лучше, посмотрев фильм южнокорейского режиссёра Чже-гю Кана, вроде бы и не нам, европейцам, не нам, русским, предназначенный, но именно нам, продолжающим и продолжающим воевать, особенно необходимый.

38 параллель мощный и масштабный фильм, технически превосходящий и старые, сделанные ещё в Гонконге, боевики Джона Ву, на которые (в особенности на Пулю в голове ) чем-то похож, и новомодные, совершенные и совершенно бездушные, спилберговские экзерсисы, а в художественном плане, пожалуй, не уступающий лучшим лентам Серджо Леоне, Кубрика, Копполы и Стоуна. Во всяком случае, и продуманная драматургия, и выверенная режиссура, и неброские, но психологически глубоко достоверные актёрские работы (особенно противостояние главных героев родных братьев, похожих и непохожих друг на друга, как Ахилл и Гектор, как аверс и реверс одной монеты, дополняющих и отрицающих друг друга, как самый, пожалуй, подходящий кинематографический пример наши Жеглов и Шарапов) кажутся едва ли не идеальными.

Картина построена как ретроспективное воспоминание старика о молодости, погубленной гражданской войной Юга и Севера. На эту войну он со своим старшим братом попал случайно, эта война унесла жизнь его невестки, жизнь брата и, конечно, уничтожила то будущее, на которое рассчитывали и всегда рассчитывают молодые одарённые люди. Как бы трудно ни жилось им, простым парням, до войны, они всё-таки именно жили: трудились, радовались, надеялись на лучшее, к этому лучшему всеми силами стремились. На войне же им осталось одно выживать. А выжить в таких условиях возможно только за счёт других врагов, друзей, однополчан, братьев. И подобное выживание тела выжигает душу. Причём у тех, кто сильнее физически, как старший брат, в традициях восточной культуры ставший героем для того, чтобы младший надежда семьи мог вернуться домой и продолжить образование, дотла. А тех, кто, как младший брат, изначально сильнее духовно, оно, выживание, режет по-живому так, что они уже никогда не смогут ни забыть о прошлом, ни простить других и прежде всего самих себя. Ибо каким бы ты ни был до войны вернёшься с неё живым мертвецом.

Эта простая, верная и по сути главная, если не вообще единственная мысль акцентируется в каждом эпизоде масштабной картины, в жанре военного боевика повествующей о трагедии одной семьи переселенцев издеревни в город. Но сколько их, таких семей в Корее и Китае, России и Германии, Италии и Америке, сколько их в ХХ веке сняла с насиженных мест, смела, смяла и стёрла с лица земли гигантская безжалостная волна революций и неизменно следующих за ними гражданских войн!.. И потому 38 параллель оказывается фильмом не только и не столько о трагедии одной семьи, даже и нации, сколько о трагедии всего человечества. О трагедии белых и красных , правых и виноватых, плохих и хороших, брошенных кем-то зачем-то убивать и умирать, словом не героев, обычных людей, пусть чуть-чуть более ярких, чем мы сами и наши соседи, чуть-чуть более решительных на то и кино. В самом полном смысле народное. И потому доступное каждому зрителю.

А коли так то и посмотреть его надо, необходимо каждому, какие бы душевные усилия ни пришлось для того сделать, наблюдая за тем, как бессмысленно, бесполезно, беспощадно, страшно, захлёбываясь в крови, страхе, отчаянии, невесть откуда взявшейся соседской, братской и собственной жестокости, умирают молодые мужчины и женщины, рождённые любить и созидать, приговорённые ненавидеть и уничтожать.

Душа обязана трудиться , а труд души это сострадание. Преодолейте же себя и посмотрите таких простых, страшных, опаляющих, но и очищающих душу огнём правды о человеке и человечестве фильмов, как 38 параллель , давно не было на экранах. И, вероятнее всего, долго ещё не будет.

Может быть, Чже-гю Кан представил нам новую Илиаду , такую Илиаду , что только и возможна в наше время Илиаду , в которой отсутствуют боги и гекзаметры, поэзия и сказка, однако неистовствует Ахилл, необходимый, неизбежный, правдивый Но праведен ли гнев Ахилла?

Фильм «38-Я ПАРАЛЛЕЛЬ (ТАЕГУКИ)»
Год выпуска: 2004

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие