ГОЛОВА В ОБЛАКАХ

ГОЛОВА В ОБЛАКАХ Режиссёр и сценарист: Джон Дуиган
Актёры: Шарлиз Терон, Стюарт Таунсенд, Пенелопа Крус, Томас Кричман и др.

Год выпуска: 2004

Вторая половина 30-х, Англия, затем Париж и Испания, аура романов Скотта Фитцджеральда и Генри Миллера. Оксфордский студент знакомится с эмансипированной барышней. Удар молнии, любовь насмерть, которую не поколеблет ни разлука, ни неверность возлюбленной, ничтоже сумняшеся использующей всех бросающихся ей под ноги мужчин и женщин. Но вторая половина 30-х, Европа, мировая война. И пьяная, эротичная, декадентская, предгрозовая аура Фитцджеральда должна уступить место совсем иной ауре Хемингуэя и Ремарка. Должна, но не уступает. Точнее сказать, атмосферу романов Фитцджеральда заменяет унылая картинка из голливудских экранизаций романов Хемингуэя. А сам Хемингуэй, как рассказывал, сколько помнится, Эренбург, сам Хемингуэй, посмотрев как-то экранизацию своей книги Прощай, оружие! и дотерпев, отчаянно зевая, до финального полёта чаек, символизирующих, разумеется, мир во всём мире, победу хорошего и поражение нехорошего, встал, сказал: Вот и птички и, насвистывая, вышел из зала. Интересно, какова была реакция Джона Дуигана-сценариста, когда он в первый раз посмотрел от начала до конца фильм Джона Дуигана-режиссёра?..

Я же не могу охарактеризовать его Голову в облаках иначе, как странным фильмом. Такое ощущение, что первую часть картины делал один человек, вторую совсем другой. Если в первой половине очаровательные женщины, парижская аура, политическая, сексуальная, интеллектуальная многовариантность, многозначность, то бишь пир свободы, пусть и на грани чумы, тем более на грани чумы, сообщаемый и текстом, и подтекстом, и с помощью цитирования высокого европейского кино прошлых лет, и яркие актёрские работы, по крайней мере, женские, и высший пилотаж! буквальное повторение лесбийского танца из Конформиста Бертолуччи, показанное, однако, лишь двухсекундным намёком, то весь второй час картины унылый голливудский шаблон, где каждый кадр не то что предсказуем неизбежен, как выкройка по лекалу, где, ради стандартного движения сюжета по образцу уж не Фитцджеральда и Хемингуэя, а шаблонных дамских романов какой-нибудь Варвары Картленд, скоренько уводятся на тот свет война всё спишет! персонажи, в которых отпала необходимость, где уж ни ауры, ни свободы, ни хоть какого-нибудь правдоподобия. Полный примитив.

За что интересный, в общем-то, режиссёр Джон Дуиган так наказал своих, пусть изначально и не оригинальных, а сошедших с кинополотен предшественников (зато каких предшественников, коль скоро цитирует он и Трюффо, и Бертолуччи!) героинь (что касается героев с ними, увы, и в первой половине ничего серьёзного не вырисовывалось), замечательных актрис Шарлиз Терон и Пенелопу Крус, только-только начавших вылепливать эпические образы на сломе эпохи, да тут же и принужденных скомкать их судьбы, за что он наказал самого себя и нас, зрителей, остаётся только гадать. Может, не он наказал, а продюсеры, может, проклятая война виновата? Только что бы там истинной причиной ни было, а результат, как сказал бы Шерлок Холмс Василия Ливанова, один: Испортил хор-рошую вещь! И посему добро пожаловать к экранам, дорогие любительницы поплакать ни о чём. А жаль начало было многообещающим.

Фильм «ГОЛОВА В ОБЛАКАХ»
Год выпуска: 2004

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие