Задолго до того, как сценарий, написанный Ливановым, Энтиным, с музыкой Гладкова, воплотился в мультик, который так полюбился всем зрителям, Марк Захаров ставил в Ленкоме Бременских музыкантов , и Абдулов играл там... Осла. Прошли годы, любовь всевозрастной аудитории к старому сюжету не ослабела, и Александр Абдулов вдруг понял, что он должен снять по этой вещи нормальный, полнометражный, желательно художественный, а главное - добрый фильм.
О съёмках этого крупнобюджетного и многообещающего проекта кричали все СМИ. Но, как писала одна газета о премьере режиссёрского дебюта большого актёра, зал был полон, как и провал . А как писала другая газета, этого зрелища не вынести никакому, даже самому терпеливому, зрителю . И действительно, сюжет всем известен, как дважды два, но продраться сквозь нагромождение всех времён и народов, вынести все мыслимые и немыслимые спецэффекты на фоне отсутствия событий и слабой актёрской игры сложно. Даже взрослым, не говоря уже о детях. Хотя детям, если они не уснут от скуки через полчаса, бессодержательное бум-бац может и понравиться.
Охарактеризовать фильм можно как феерия , фантасмагория , бутафория , комедийно-сказочный фарс с кучей спецэффектов, компьютерной графикой, драками, вертолетами, бронетранспортёрами, гонками, полуголыми фрейлинами, очень громкими взрывами и живым бегемотом. ОЧЕНЬ много денег потратили! Об этом кричит каждый кадр. МНОГО стран объездили (Египет, ЮАР, Средняя Азия)! ОЧЕНЬ много спонсоров - и всем благодарности в титрах.
Большинство известных артистов, заявленных в афише, появляются в эпизодических ролях: Анастасия Вертинская - в роли атаманши, выросшей из Ассоли (что подтверждено документально, кадрами из Алых парусов ), Семён Фарада - в крохотной роли придворного врача, Спартак Мишулин - в роли гениального сыщика, телохранитель Ельцина и депутат Госдумы Александр Коржаков - начальник королевской охраны, а Олег Янковский, Светлана Немоляева, Ольга Волкова, Александр Збруев, Михаил Глузский вообще мелькают на минуту в роли родственников самих музыкантов (ну, якобы те уже в своё время свою сказку отыграли, а теперь черёд детям искать свою принцессу и играть сказку на новый лад). Нет, все они прекрасные актеры, и роли их хороши, как всегда, но зачем завлекать народ громкими именами, а подсовывать эпизоды? Хотя Михаил Пуговкин в полноценной роли... кого? конечно же, короля! не обманул ожиданий, отметив, кстати, на съёмочной площадке свой 76-й день рождения. А вот главные герои смазливы и неубедительны. Они, несомненно, красивы - как лаковые картинки. Но Филипп Янковский совершенно меркнет рядом с папой (появляющимся в кадре буквально на секунды), и с точки зрения мужественности на Трубадура он не тянет - где-то в критике звучало выражение трубадур в стиле Армани . И модельная принцесса - безжизненная модель, но не принцесса. И талант старшего поколения только подчеркнул творческую немоту и беспомощность младшего.
И все же, в чем суть? Как уже было сказано, потомки ТЕХ САМЫХ мультяшных музыкантов покидают родительское гнёздышко и идут на поиски своих приключений. А дальше всё, как по маслу: королевство, представление, любовь, похищение, поиски... И всё так наворочено-наворочено, так запутано-запутано... А в конце все улетают, каждый на своём воздушном шарике, как у Памэлы Треверс в Мери Поппинс . Наверное, в счастливый XXI век. И, как сказал в конце рассказчик, опять все счастливы, всё повторяется, и как же это прекрасно . Ну и, спрашивается, что остаётся от сказки потом, после того, как её рассказали ?
Ничего не остается. Потому что текст - слабый. Хореографии - ноль. Логики - тоже. Финальная песня Будет недолгой ночь - явный перепев Ночь пройдет, наступит утро ясное . И вообще, музыкальные темы из мультфильма аранжированы и развиты довольно халявно, хотя саксофон Игоря Бутмана придаёт им, как и всему фильму, шарм и очарование.
Нет, не всё так плохо, как кажется на первый взгляд. Всё-таки присутствует режиссёрская работа (пусть смесь Захарова с Кустурицей, но всё же не бульдога с носорогом), хороши авторские монологи о смысле жизни в исполнении Абдулова, музыка (когда это не аранжировки гладковских песен), спецэффекты, при всей их неуместности, зрелищны, каламбуры остроумны, и просто приятно посмотреть ещё раз на плеяду звёзд российского кинематографа (где ещё можно увидеть легендарную Вертинскую?).
Разумеется, такой громкий проект с такими громкими именами не остался обойдён кинопремиями: приз фестиваля Любить по-русски -2001 Золотая подкова за лучшую режиссёрскую работу, Ника в том же году. На мой же скромный взгляд, если фильм и интересен, то только своим размахом, звёздными именами, пронзительной ностальгией самого Абдулова по тем славным временам, когда он ещё был Медведем, а мы его все так любили . (Прошу прощения у критика Жанны Гольцер за новое звучание её цитаты.)
Рецензент: Юлия ШЕЙНИНА
Фильм «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ & Ко»
Год выпуска: 2000
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие