Крайтона снимают много и многие ("Штамм "Андромеда"", реж. Роберт Уайз, 1978; "Человек-компьютер", реж. Майк Ходжес, 1974; "Парк юрского периода", реж. Стивен Спилберг, 1993, 1997 и Джо Джонстон, 2001; "Сфера", реж. Барри Левинсон, 1998 и др.). Кроме того, и Крайтон сам себя (и не себя тоже) снимает ("Мир Дикого Запада", 1973; "Кома", 1978; "Короткое замыкание", 1984, "Тринадцатый воин", 1999 и др.). Более подробная фильмография приведена в обстоятельной критической статье известного литературного критика и переводчика Вл. Гакова, целиком посвящённой кинематографической карьере известного фантаста, "Штамм "Крайтон"" ("Если". 2004. N 3. С. 79 - 86), к которой отсылаю заинтересованного читателя. Теперь настала очередь Ричарда Доннера, прославившегося сериалом "Смертельное оружие", а в фантастике - фильмом "Леди-ястреб". В прошлом году он экранизировал роман Крайтона "В ловушке времени". По жанру лента представляет собой героическую фэнтэзи с некоторыми вкраплениями НФ-боевика на тему путешествий во времени.
Увы, как и многие фильмы по Крайтону, в прокате фильм провалился, хотя вряд ли он уж совершенно плох, разве что несколько сумбурен, живо напоминает слабую, хоть и дорогостоящую ленту Л. Бессона о Жанне д' Арк и не обладает сколько-нибудь оригинальной идеей, однако как крупнобюджетный костюмный фантастический боевик вряд ли сколько-нибудь хуже ему подобных. А что не лучше - действительно обидно, ведь от пары Доннер - Крайтон можно было ждать большего. Увы.
Думаю, что в этом случае можно спокойно пересказать сюжет, ведь перед нами не детектив, да и все шаблоны голливудского остросюжетного кино зрителям отлично известны. Итак, сегодня или завтра американские студенты-археологи, руководимые импозантным бородатым профессором, отцом двух взрослых сыновей (один из которых - атлет - пошёл по стопам отца, а другой - вроде как сомневающийся интеллигент - находится в отряде из-за любви к помощнице профессора), откапывают во Франции развалины феодального замка XIV века. Учёный куда-то отлучается, а молодой, жадный до знаний народ обнаруживает в замке секретное помещение без каких-либо следов присутствия в ней современного человека, за исключением очков и письма на пергаменте, кои несомненно принадлежат их собственному руководителю.
Ищут профессора, ан нет, дядя пропал. Далее действие раздваивается: одна линия идёт опять-таки в сегодняшнем дне, в Америке, где крутые учёные изобрели машину времени и ничтоже сумняшеся экспериментируют с живыми людьми; другая - в 1357 г., во Франции, куда подопытных студентов забрасывают ради спасения профессора и где они погибают или выживают, почти без надежды возвратиться домой, поскольку, во-первых, злостный негодяй в XXI веке машину времени взрывает, а во-вторых, в веке XIV пресловутый замок заодно с близлежащей деревней предают огню и мечу англичане, в ту пору, как всем хорошо известно, ведшие с французами знаменитую Столетнюю войну.
Приключения и лазание по крышам в духе "Тарзана" в смеси с "Фанфаном-Тюльпаном" и трюковой робин-гудовщиной, к сожалению, начисто лишены шарма и юмора, зато полны пеших, конных и артиллерийских баталий, поединков на двуручных мечах и прочих подсобных средствах, а также, ясное дело, романтических чувств. Снято всё это как должно: блокбастер он и есть блокбастер, как блокбастер и завершается: профессора находят, теряя сопровождающих студентов боевиков, младший сын покоряет сердце его ассистентки, старший - сердце местной народной героини, рыжекудрой девицы с замашками Жанны д' Арк, а покорив, не тащит её за собой в XXI век, но остаётся в XIV, доблестно воюя и производя на свет будущих защитников чужого отечества, ставшего своим. Профессор с ассистенткой и младшим сыном совершают обратное путешествие во времени, каковое становится возможным, потому что, несмотря на противодействие психа, труса и карьериста из Бондианы, доблестные учёные успевают в срок построить новую машину времени. Возвратившись же, они продолжают раскопки и откапывают две каменные надгробные статуи, в которых узнают героического сына и брата с супругой. Круг замыкается, все счастливы, кроме убиенных героев и злодеев, но что поделать - шестёрки умирают первыми. И насовсем.
В общем же, фильм у Доннера - Крайтона получился для детей до 14. Взрослым в зале и правда скучновато: ничего нового ни о человеке, ни о том мире, ни об этом не рассказано, огненной пальбой после Бессона и Джексона тоже никого не удивишь, а по крышам скакать у Жерара Филипа обаятельнее получалось.
Ну а для ребятишек зрелище, по-моему, вполне подходящее.
Фильм «В ПЛЕНУ ВРЕМЕНИ (В ЛОВУШКЕ ВРЕМЕНИ) (TIMELINE)»
Год выпуска: 2003
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие