Американская сказка об идеальном герое. Умирая, отец рассказывает взрослому сыну волшебную версию истории своей жизни, воспринимаемую последним (и нами, зрителями) как фантазия о том, какой не то что может, но могла бы быть, должна бы быть реальность. Выходец из крохотного городка, он отправился в странствие по жизни и дорогам Америки, чтобы найти счастье. Это счастье - не примитивное богатство, а любовь и деятельная помощь ближним. Одновременно - это возможность не только ощутить себя, но и по-настоящему сделаться "большой рыбой", не скрывающейся, но и неуловимой, приносящей тем, кого она одарит встречей, и силы, и надежду, и незабываемый миг счастья.
Странствуя по Америке первой трети ХХ столетия, Эдвард Блум (говорящая фамилия, несомненно, отсылает зрителя к джойсовой Одиссее, только вот отсылка эта, пожалуй, выглядит натяжкой авторского самолюбия, поскольку предлагает нам заведомо облегчённый, мыльнопузырящийся вариант трагической истории противостояния человека и мироздания) встречает и сказочных героев, и обычных людей, и единственную в жизни великую любовь. Всех и каждого обаятельный до сладковатости герой покоряет неизбывной добротой и щедростью сердца. Каждому и всем он - "большая рыба", естественно, преодолевшая ряд искушений на своём пути - дарит самый ценный подарок. Этот подарок - освобождение от иллюзий о том, что реальность не есть сказка, что в реальности надо жить иначе, чем в сказке. Иными словами - Эдвард Блум помогает встречным "жить не по лжи", ибо сказка не есть ложь, сказка есть то, чем должна и может стать реальность.
Этот фильм Тима Бёртона, режиссёра, снимающего преимущественно притчеобразные фантазии, пожалуй, более прочих облегчён и праздничен. В одном из первых же эпизодов преодоления героем искушений он живо напомнил мне "Сказку странствий" Александра Митты, в финале преподнёс намёк на Артуриану, но больше всего, пожалуй, похож на главную американскую сказку последнего десятилетия - на земекисовского "Форреста Гампа", поскольку, помимо всего прочего, сделан с не меньшей мелодраматичной политкорректностью. Не хотелось бы здесь подробно разбирать отсылки и символы картины, каковыми она буквально испещрена, подобно тому же "Форресту Гампу". Достаточно, наверное, просто напомнить о том, Кого именно символизирует рыба. В контексте сказочной, ангелической доброты самого Блума и окружающих его милых недотёп (из которых особо выделим директора цирка и по совместительству сентиментального вервольфа в исполнении нестареющего Денни де Вито, а также поэта, замороченного пасторальными чарами, а потом вырвавшегося из них и осуществившего истинную американскую, отнюдь не пасторальную мечту, блистательно сыгранного Стивом Бушеми) этого будет, думаю, более чем достаточно.
Фильм снят, как то и обычно для Бёртона, замечательно красиво, разыгран профессионально, предназначен к семейному просмотру и смотрится, действительно, с интересом. Но - увы - постфактум изрядно разочаровывает, поскольку в начале и обещает, и содержит больше, чем предлагает в финале. Чем и отличается - в сторону политкорректных голливудских банальностей - от упомянутой выше "Сказки странствий", каковую, сдаётся мне, Бёртон очень даже смотрел.
А вы, мой юный читатель, смотрели? Желаю вам того и советую, пусть и после этой симпатичной "Крупной рыбы", но лучше бы - вместо.
Фильм «КРУПНАЯ РЫБА (BIG FISH)»
Год выпуска: 2004
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие