Удивительный это автор - Вуди Аллен. Вот уж лет тридцать ежегодно рассказывает он нам, в сущности, одну и ту же невесёлую комедию про одного и того же героя, Вуди Аллена (даже и в тех случаях, когда Вуди Аллена играет не Вуди Аллен), про одну и ту же социальную группу нью-йоркских евреев среднего класса, преимущественно из артистической среды. И не надоедает нам. Причина, вероятно, не только в его несомненном уме и таланте, в его образованности и любви к Чехову, но ещё и в том, что каждый фильм Вуди Аллена в той или иной мере увязывается, пародирует, вступает в полемику с той или иной, как теперь говорят, мейнстримной, темой, заявленной собратьями по цеху. Печальный пародист с древнепалестинской улыбкой, неискоренимой никакими нью-йоркскими бомондами и калифорнийскими загарами, эдакий эксцентричный Экклезиаст, подрабатывающий чистильщиком нравов...
Вот и нынче он рассказал нам, как всегда, лёгкую, ироничную, чуть печальную и неоднократно уже рассказанную (в том числе и достаточно давно братьями Коэнами - в "Бартоне Финке", и совсем недавно Милошем Форманом - в "Человеке на Луне") историю о молодом одарённом писателе-комике, поставляющем на рынок скетчи, шутки и тому подобную "аншлаговскую" продукцию. Сам по себе, как и должно быть, писатель-юморист - не слишком устроенный, не слишком весёлый и не очень-то волевой человек, к тому же зациклившийся на любви к девице лёгкого поведения, не осмеливающийся ни прижать её самоё за откровенное пренебрежение супружескими обязанностями и столь же откровенные измены, ни отказать в гостеприимстве её наглой и взбалмошной мамочке, а лишь пытающийся снимать свои стрессы у бездарного психоаналитика, откровенно вымогающего у парня деньги, как, впрочем, поступает и его литературный агент.
Героя - Вуди Аллена, сыгранного не Вуди Алленом, - спасает знакомство с современным Мефистофелем, сыгранным уже самим Вуди Алленом, пожилым эксцентричным преподавателем, постепенно открывающим себе, молодому, глаза на подноготную его окружения да и мира в целом, то есть общества, в котором он живёт. Последовательно заставляя юмориста хотя бы отчасти преодолеть комплексы и местечковую еврейскую робость, раскрывая перед ним свои собственные непреодолённые комплексы и фобии (вполне может быть, что и придуманные, но... каждый писатель - сам себе психоаналитик), Мефистофель по имени Вуди Аллен, "часть той силы, что вечно хочет зла", совершает благо, освобождая молодого человека от уз, коими опутала его излишняя в современном жестоком мире совестливость. Долой страдальческую любовь, долой всяческие зависимости, долой Нью-Йорк, да здравствует Голливуд!.. Вопрос, однако, в том, войдёт ли в новую жизнь новый человек и не окажутся ли новые зависимости и новые фобии круче прежних? Всё ведь, как мы помним из помянутого Экклезиаста, "возвращается на круги своя"...
И ещё вопрос: благо ли совершает старый Вуди Аллен, наставляя своего юного двойника? И ещё: хочет ли этот Мефистофель зла, совершая благо, или, желая блага, совершает зло? Да и парня ли наставляет - не самого ли себя заклинает в очередной раз, так и не избавившись за тридцать лет в искусстве от вечных фобий и комплексов? И вообще - надо ли от них избавляться?
По-моему, фильм замечательный, умный и проблемный, изящный и сатирический, грустный и философский, настоящая комедия для тех, кто способен к сочувствию, и из тех, какие умеет делать, пожалуй, один только Вуди Аллен. Особенно - сегодня.
Фильм «ВСЯКОЕ БЫВАЕТ (ЧТО-НИБУДЬ ЕЩЁ) (ANYTHING ELSE) »
Год выпуска: 2003
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие