Лукас Мудиссон, один из наиболее симпатичных мне современных европейских режиссёров (см. на нашем сайте рецензии на его фильмы "Покажи мне любовь" и "Лиля навсегда") здесь, как и обычно, работает в жанре мелодрамы, но не трагической, как в "Лиле", и не близкой к трагической, как в "Покажи мне любовь", а скорее фарсовой, причём работает не только с детьми и подростками, но и со взрослыми, однако прежде всего он работает всё-таки для детей, во имя подростков. И не только потому, что поистине главные герои его фильма - дети, но и потому, что все люди - дети, по крайней мере, были когда-то детьми, потому что самые лучшие люди - те из нас, в ком эта память о детстве сохранилась.
Пересказывать содержание картины достаточно затруднительно, поскольку, несмотря на присущую стилистике Мудиссона театральную камерность, драматургия картины достаточно головоломна, сюжетных линий множество, все герои (а их, детей и таких же детей - взрослых, минимум полтора десятка) - главные, каждый из них являет продуманную, очень-очень хорошо сыгранную, отчасти пролонгированную в зрительское домысливание, а отчасти и прослеженную на экране судьбу. Если всё-таки попытаться сделать это, хотя бы поверхностно, сюжет раскручивается примерно следующим образом...
Швеция, спальный район, или пригород 70-х. В соседстве типичных мелких буржуа существует "шведская" семья, населяемая разнополыми и совсем не юными внешне хиппи, среди которых славный парень-гомосексуалист, разведённая женщина, воображающая себя одновременно лесбиянкой и последовательницей восточной религиозной философии, её муж, до поры отклоняющий ухаживания славного парня с "голубыми" поползновениями, ещё ряд граждан, олицетворяющих прорывающиеся в европейский мир сексуальные, политические и прочие свободы, наконец добродушнейший бородач, мазохистски влюблённый в стервозную дурочку. Живут все они в одном домике принципиально без телевизора, мужчины готовят кашу, рассуждая, конечно же, о всех и всяческих свободах. На стенах, натурально, портреты Че Гевары.
Однажды бородач, откликаясь на телефонный звонок сестры, самой заурядной мещанки, мужней жены и матери дочери-подростка и маленького мальчишки, узнаёт о том, что сестра в очередной раз побита пьяным мужем, больше так жить не может и просит брата как-нибудь ей помочь.
Что он, "безлошадный" мазохист, может, кроме как сесть за руль общего для "шведской" семьи фургончика и привезти сестру и её детишек в общий "кошкин дом", где она отныне будет постигать "чужой... язык и нравы", а её дочь и сын - проводить оставшееся детство и отрочество, так сказать, "в людях". Параллельно зритель будет следить за мучениями оставленного наедине с бутылками, драчливого, но в сущности тоже совсем неплохого отца семейства, покуда он не справится с собственными пороками и не поймёт, что коммуна есть единственное убежище в этом мире для людей с добрым сердцем, как и все те из персонажей, для кого имено общежитие, а не интеллектуальные заморочки, предстанет в самом деле домом родным, а не преходящим увлечением глупой молодости.
Человеческая жизнь, если относиться к людям с любовью, действительно и комична, и мелодраматична, и трагикомична. Особенно та, которую проживают наши родители, люди близкие, любимые, хорошо знакомые, в детстве нами критикуемые и непризнаваемые в качестве авторитетов. Наша собственная жизнь уже, конечно, не так смешна и сентиментальна. Для нас. А для наших детей?..
В общем, вот об этом фильм Мудиссона "Вместе": об отцах и детях, которым надо быть вместе в радости и беде, об отцах, которые только тогда и отцы, когда способны ранним зимним утром плюнуть на дела и политическую трепотню, просто для того, чтобы погонять с ребятишками мяч по чистому белому снегу, и о детях, которые, ставши взрослыми, с любовью, юмором и счастливой грустью вспоминают своих сумасшедших отцов, - не потому, что сами они такие уж правильные, а как раз наоборот - потому, что они ТАКИЕ ЖЕ. Потому что их отцы смогли когда-то заставить себя быть с ними ВМЕСТЕ. Потому и они - спустя десятилетия, став отцами, сами могут теперь быть ВМЕСТЕ со своими родителями и со своими детьми. Хоть в "шведской" семье, хоть в обычной.
Фильм о толерантности, фильм о человечности, весёлый, печальный и мудрый, светлый фильм о живых людях. Посмотрите его обязательно, если ещё не видели, посмотрите сами и не гоните от экранов детей: не всякий эрос опасен для их нравственности.
В заключение приведу фрагмент из небольшой рецензии М. Иванова, представившего эту картину посетителям сайта "Видеогид" (http://www.videoguide.ru/). Автор в обычной для себя лапидарной манере сообщает мнения и сведения, под которыми ваш рецензент безусловно готов подписаться.
"Это изучение характеров в определённой среде. Снята картина в манере, напоминающей работы проекта "Догма", музыкального ряда почти нет (только часто звучат песни группы "АББА"), и часто используется ручная камера <...> картина Лукаса Мудиссона... может быть, поколенческая, но посмотреть её будет забавно всем.
Вот что пишет об этом фильме сам режиссёр: "Я начал этот проект, глубоко симпатизируя идеалам и утопическим мечтам моих персонажей. Эти персонажи мне очень нравились, и последнее, что бы мне хотелось - это уничтожать людей, которых ты любишь. Я пытался создать трогательные, печальные, серьёзные сцены. Но чем больше я старался, тем больше эти сцены получались смешными".
Мне кажется режиссёру удалось и то, и другое. В этой картине смешное уживается с абсолютно серьёзными вещами, человеческими переживаниями, неприятностями и надеждами. Фильм удостоен наград и призов на нескольких второстепенных фестивалях".
Фильм «ВМЕСТЕ (TILLSAMMANS)»
Год выпуска: 2000
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие