"Действует, как драма, а построен, как хроника", - говорил о "Броненосце" Сергей Эйзенштейн. Так и было. Сначала Эйзенштейна пригласили для постановки эпизода из планирующегося фильма "1905 год" по сценарию Нины Агаджановой, затем, в процессе работы, эпизод разросся до целой картины, затем "Броненосец" (корабль и фильм) поднял красный флаг (который режиссер раскрашивал от руки покадрово) и покорил весь мир. Ныне он считается не просто абсолютной классикой, но и лучшим фильмом мирового кино.
Считается, а как смотрится? Как документальная хроника, временами взрывающаяся художественной драмой. Причем восторженное, восхищенное впечатление вызывает не революционная патетика, наповал убивавшая отечественных и зарубежных зрителей прошлой эпохи, то есть не идеология как привычное содержание, а именно зрелище - форма, становящаяся на глазах содержанием.
Эпизоды "Броненосца" поглавно и покадрово растасканы на цитаты, наверное нет такого человека, даже из молодого поколения, кто в той или мере не был бы знаком с этой картиной. Кроме того, насколько мне известно, восстание на "Потемкине", как тема, не выкинуто из школьной программы, поэтому на сюжете фильма я не буду останавливаться.
Совсем немного скажу только о своих впечатлениях. Похоже, что новаторские принципы монтажа, как главного художественного приема, рожденного гением Эйзенштейна, остаются новаторскими и сегодня, восемь десятилетий спустя после выхода картины в свет. То, что произошло (вернее, то, как это показано) на одесской лестнице с людьми и особенно после - с каменными львами, защищающими военно-морской штаб ("Господа, в нас - в НАС, ЦАРЕЙ! - стреляют!" - изумленно взревывают их немые пасти и говорящие, проснувшиеся после вековой уверенности в мирном барственном сне глаза), - неповторимо, какой бы технической высоты ни достигал кинематограф. И - живо, какими бы порой заидеологизированными и устаревшими ни казались другие части ленты. Здесь, на лестнице, и там, возле штаба, живое яростно умирает и мертвое изумленно оживает. И, увидев однажды, этого невозможно забыть, как невозможно вновь и вновь не поражаться гармонии соединения в единое целое искуственного и естественного, сколько бы раз ты не пересматривал фильм Эйзенштейна.
Есть ценности непреходящие, к какой бы устаревшей идеологии ни принадлежали. Потому-то они и называются классикой.
Примечание. Лицензионная кассета с записью фильма предоставлена рецензенту библиотекой первой новосибирской гимназии.
Фильм «БРОНЕНОСЕЦ ПОТЁМКИН»
Год выпуска: 1925
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие