1942 год. Оккупированная Польша. Предчувствуя близкую гибель, родители отправляют маленького еврейского мальчика Ромека из Варшавы в далекую деревню, в семью крестьянина, хорошего знакомого отца, надеясь на то, что ребенку удастся выжить. Городской, воспитанный в иудаистских традициях, однако еще не закомплексованный религиозными традициями мальчик попадает в мир, с одной стороны, сугубо католический, с другой - в мир с растерзанной оккупантами моралью. В мир взрослых, где Бог-отец умер и вместо него теперь мужественный, но растерявшийся человечный батюшка (прекрасная роль Уиллема Дэфо), а с именем Бога-сына не только защищаются правые, но и уничтожают все живое виноватые. В мир детей, где добрый отец-крестьянин (Бог для сына), укрывший в своем доме варшавского еврейчонка, безвинно погибает, а несмышленый, но и всевидящий сын его - совсем маленький ребенок - осознанно принимает на себя миссию Спасителя, чтобы, отчаявшись в попытках вернуть отца, пойти на заклание ради людей: знакомых и незнакомых, соседей, поляков и евреев, местной девочки-подростка, повторившей судьбу Марии Магдалины, родного брата, сделавшегося поневоле апостолом Петром, и еврейского мальчика Ромека (глазами которого показаны все события фильма) - быть может, евангелиста Иоанна.
В этой потрясающей притче (безусловно одной из лучших лент в мировом кинематографе за последние годы) слиты воедино несколько художественных миров: кинговский (повесть "Тело"), спилберговский ("Список Шиндлера) и "тарковский" ("Зеркало"), слиты гармонично, прекрасно и страшно, неслиянно и нераздельно, как Троица, неразрывно и неизбывно, как мир и война, как верность и предательство, непостижимо и душераздирающе, как ужас, охватывающий детское сознание, когда к человеку впервые приходит опаляющая мысль о собственной неизбежной смерти. Только здесь еще страшнее, еще реальнее, еще контрастнее: смерть, предательство, подлость, бессмысленное, не поддающееся пониманию уничтожение постигается детьми на фоне вечной и вечно прекрасной, сияющей природы, в противопоставлении пробуждающейся (быть может, слишком рано) чувственности.
Этот-то Божий мир, эта природа, созданная для нас, нам не принадлежит, покуда мы не отвоюем ее у нелюдей, даже заплатив собственными жизнями. Но не всегда - даже на войне, даже в детстве - наша борьба пряма и бескомпромиссна. Человек слаб, тем более слаб ребенок, и каждый из героев картины Юрека Богаевича проходит свой путь сомнений и отступничества. Кроме одного. Кроме Христа. Кроме того маленького польского мальчика, который, не зная еще пророческого вдохновения, принял на себя крестную ношу так же спокойно, естественно и беспорочно, как прожил на свете свои 7-8 лет. Не ВО ИМЯ, а просто из любви к убитому трусливым соседом отцу, к славной, но слабой матери (никак уж не Богоматери - и этот, контрастный прочим символическим персонажам фильма, образ, кажется, величайшая находка режиссера), к соседской девочке, смутившей не только физический, но и душевный покой всех окрестных ребятишек, за что и изнасилованной недорослем-подонком, к брату своему и ставшему братом еврейскому мальчику... Воистину, для чистых сердцем и сильных любовью несть ни еллина, ни иудея.
Только вот немного их, чистых сердцем и сильных любовью. Но они были, есть и будут всегда, даже во времена войн и смут, даже в нашем, забывшемся - себя забывшем - в пластилиновых соплях настоящем.
Фильм-притча, фильм-укоризна, фильм-напоминание, фильм-воспоминание из-под спуда: проснитесь, живые! Шедевр.
Фильм «ЛИКИ СМЕРТИ (EDGES OF THE LORD)»
Год выпуска: 2003
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие