Весьма и весьма сентиментальная киноповесть о жизни знаменитой дивы Марлен Дитрих, покорившей мир и Голливуд, не обладая, в общем-то, крупным артистическим дарованием, поставленная, как сообщается в титрах, по мотивам книги ее дочери. Дитрих и сама на склоне лет написала автобиографию (русский перевод см.: Марлен Дитрих. Азбука моей жизни. М.: Вагриус, 1997. - Серия "Мой ХХ век"), до приторности благостную, испещренную благодарностями в адрес чуть не всех, кто ее окружал. Судя по всему, куда более откровенные, а то и скандальные мемуары дочери, увидевшие свет еще при жизни Дитрих, послужили последней каплей житейских разочарований, подтолкнувших 90-летнюю актрису в могилу.
Никакой скандалезности в драматургии фильма Й. Вильсмайера, однако, нет. Если не считать, конечно, нескольких амурных похождений молодой Дитрих с голливудскими актерами и "открывшим" ее режиссером Штернбергом, да неявных намеков на бисексуальность звезды, поданных скорее в игровом ключе. Так что немецкое это "биографическое" кино по сути сделано совершенно в голливудском, благостном и легковесном, духе. То бишь, это кино о похождениях поверхностных чувств, а не о злой работе до изнеможения, что составляет суть любого художника, в случае же Марлен Дитрих является качеством определяющим.
Фильм рассказывает главным образом о раннем, довоенном периоде жизни Дитрих и более всего посвящен ее взаимоотношениям с Штернбергом, мужем и его русской любовницей - воспитательницей дочери Марлен. Однако в центре картины - выдуманная, сериально-сентиментальная история некой тайной, большой, единственной настоящей и, конечно же, трагической любви актрисы к немецкому аристократу и офицеру, участнику Сопротивления и чуть ли не шпиону в гитлеровском окружении (Х. Ферш). Такового, однако, в реальности не было. Были Жан Габен и Эрих Мария Ремарк, была в... - назовем это так... - поздней зрелости Дитрих страсть к молодому американскому композитору, по всей видимости, немало способствовавшему послеэкранной карьере Дитрих-певицы, была то ли дружба, то ли связь с Хемингуэем и много еще с кем. (О названных и не названных в картине Вильсмайера, к сожалению, нет даже и упоминаний.) Романтики же, а уж тем более сентиментальности, - увы. Типичная немка, во всех смыслах отменная хозяйка, обладавшая многими талантами (кроме главного), наиболее сильным из которых было, по-видимому, умение приспосабливаться к людям и обстоятельствам и точно рассчитывать последствия своих поступков, Марлен Дитрих сентиментальной не была и к сентиментальности не располагала.
Как не располагает ко всему сказанному и актриса Катя Флинт, внешне не слишком на Дитрих похожая, однако играющая замечательно точно, по крайней мере в эпизодах, не противоречащих реальности. К слову, хорош и Ханс-Вернер Майер в роли Штернберга, но особенно впечатляет Херберт Кнауп, исполняющий роль мужа Марлен. Вполне возможно, что и эти актеры внешне на своих персонажий не похожи, но образы, которые они создают, кажутся настоящими.
В целом фильм, если рассматривать его как кинобиографию Марлен Дитрих, несостоятелен, поверхностен. Посмотрев его, нельзя понять, ни какие, собственно, качества позволили актрисе так высоко взлететь, ни тем более понять - вообще узнать - отчего она пала. Посмотрев его, нельзя даже толком представить себе мир, в котором жила Дитрих, почему, вообще говоря, она отвергла неоднократные терпеливые приглашения Гитлера, сулившего ей златые горы (и безусловно таковые ей поднесшего бы). Из фильма, например, следует, что на передовую во время Второй мировой войны бывшая актриса, а ныне певичка "потащилась, - как говорил Кутузов Шурочке Азаровой в "Гусарской балладе" Э. Рязанова, - чай, за любовником". Тогда как на самом деле причиной тому послужили не столько даже антифашистские убеждения актрисы (из некоторых воспоминаний известно, например, что уже после войны Дитрих иногда высказывала некие неясные сожаления о своем решительном отказе служить Рейху, ведь, пусть и в гитлеровской, но тем не менее все же в европейской Германии, ей, возможно, удалось бы оставить более-менее серьезный след в драматическом искусстве), сколько постоянные провалы ее голливудских проектов и, как следствие, забвение зрителем, интерес которого, значит, можно и обязательно нужно было подхлестнуть какой-нибудь общественно значимой акцией. (Справедливости ради скажем, что для ТАКОЙ акции надобно иметь большое мужество.)
Если же смотреть фильм Вильсмайера просто так - как мелодраму, что ж, он вполне даже ничего, более того, украшен, как пишут обычно в рекламных целях, игрой лучших европейских актеров.
Но вот сопоставить то, о чем (о ком) картина, вроде бы, рассказывает, и то, как (о ком, в конечном-то счете) она рассказывает, невозможно. Мне, во всяком случае, не удалось. Вот, кажется, поет, в последний раз, сжав зубы и заставив себя забыть о хромоте, великая честолюбка и труженица Марлен Дитрих - да, точно она, Марлен, а вот падает на грудь несуществующего сладкого любовника какая-то не слишком красивая и уж немолодая дамочка легкого поведения. Образ двоится, тип не выстраивается, Дитрих ускользает.
Так ли и задумано? Если так и задумано, напрашивается вопрос: зачем? Мало ли на свете бабочек-любовниц? А Марлен Дитрих - женщина и легенда - одно и одна.
Фильм «МАРЛЕН»
Год выпуска: 2000
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие