Мощнейший, глубоко психологический и одновременно очень динамичный триллер - давненько такого не было. Фильм сняла Лаура Манья, испанский режиссер, о котором я уже отзывался в превосходных тонах (см. рецензию на фильм "Секс из состраданья"). Могу только повторить восторженные восклицания, даже, пожалуй, добавив громкости, ибо "Слова убийцы" - столь же замечательная работа в принципиально ином жанре, что, сами понимаете, лишний раз говорит о профессиональном мастерстве автора.
Картина повествует о маньяке, нет, сумасшедешем, нет, совершенно здоровом и к тому же интеллигентном человеке - профессоре эстетики, об убийце 17 человек, или только двоих, или вообще никого, о мстителе, нет, все-таки маньяке, нет, злодее, нет, все-таки мстителе, ведущем блистательную игру с полицией и зловещую игру с бывшей женой... Больше ни слова о сюжете.
Скажу о содержании, о том, какую игру ведет с нами Лаура Манья. Прежде всего, в ее фильме, вообще говоря, нет жертв, ибо потенциальные (или все-таки реальные) жертвы участь свою вполне заслужили. Во-вторых, "Слова убийцы" - постмодернистское кино, то есть культурная пародия, или вариация на одну из магистральных тем масскульта, причем пародирует Л. Манья прежде всего классические образцы жанра. Так, в числе объектов ее внимания не просто весь ряд триллеров о маньяках, но главным образом "Психоз" Хичкока и "Коллекционер" Фаулза (последний - сам и пародия, и одновременно классический философский текст), но ведь и не только. "Слова убийцы" - пародия, между прочим, и на "Графа Монте-Кристо", в каком-то смысле развенчание романтического типажа благородного мстителя. Еще того больше, "Слова убийцы" - издевка над фрейдизмом, над институтом психоанализа, поскольку главная жертва, так и хочется сказать - главная стерва, по профессии как раз психоаналитик. И сеанс принудительного психоанализа, который устраивает ей бывший муж, наглядно демонстрирует профессиональную беспомощность героини, да и вообще бессмысленность этого занятия.
Кроме того, "Слова убийцы" - это своего рода театр для двух актеров, ироничные "Сцены из супружеской жизни", а еще и, можно сказать, моноспектакль, поскольку все окружающие актера Дарио Градинетти - не более чем статисты, подыгрывающие солисту. Присмотритесь к этому актеру - по-моему, он фантастически талантлив.
Можно было бы еще и еще размышлять здесь об интертекстуальности картины (интертекстуальности, судя по второму уже увиденному мной фильму, вообще определяющей образцово каллиграфический - иначе не скажешь - почерк Лауры Маньи), однако сделать это без раскрытия сюжетных загадок не представляется возможным.
В заключение еще два слова. Я уже говорил, что на фоне Дарио Градинетти все остальные актеры смотрятся статистами. Так, конечно, задумано автором. Но, к сожалению, в этом плане, как мне кажется, слишком слабой выглядит исполнительница роли главной жертвы, а ведь та, по идее, не только представляет высмеиваимую профессию психоаналитика, но олицетворяет еще и столь же набившую оскомину бизнес-леди, а кроме того, будучи супругой маньяка-мстителя, которую он не может не любить, потому и... В общем, в этих сценах из супружеской жизни мне не хватило Лив Ульман из "Сцен из супружеской жизни" бергмановских. Но, может быть, тогда это было бы совсем другое кино.
Рецензируемое же кино - "Слова убийцы" - посмотрите обязательно. Не могу, однако, не добавить: превосходный фильм Лауры Маньи обращен именно и только к взрослым зрителям.
Фильм «СЛОВА УБИЙЦЫ (PALABRAS ENCADENDAS)»
Год выпуска: 2002
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие