Думаю, нет необходимости пересказывать здесь содержание классического рассказа А.П. Чехова "Анна на шее". Он, насколько мне известно, входит в школьную программу, и, следовательно, хотя бы на уровне сюжета всем известен.
Особенностью балета, написанного Валерием Гаврилиным по мотивам чеховского рассказа, является необыкновенно точное и глубокое для жанра следование первоисточнику.
В картине, поставленной совместно известным режиссером Александром Белинским и знаменитым балетмейстером Владимиром Васильевым, оно, следование первоисточнику, еще более углублено и, я бы сказал, расширено за счет визуальных отсылок как к старой, 50-х годов, экранизации рассказа (более всего в эпизодах, где занят сам Владимир Васильев, играющий - sic! не столько танцующий, сколько именно играющий, отца героини), так и - что еще интереснее - к фильмам эпохи "великого немого", в частности, к козинцевской экранизации (по сценарию Ю.Н. Тынянова) "Шинели" Гоголя. Помните, "все мы вышли из Гоголя"? Так оно и есть. Справедливость этой сентенции становится особенно очевидной, когда мы видим эпизод с гоголевско-грибоедовскими коллежскими асессорами ("Людишки - пишущая тварь"), так сказать, за работой. Во всей человеческой простоте и мерзости.
Вообще все-все дивные танцовщики (и Максимова, "возрастная", но не по возрасту легкая, и Васильев, и особенно Абайдулов - истинный премьер фильма) здесь прежде всего и даже более всего именно драматические актеры. Как им удалось то, что им удалось, то есть станцевать и сыграть одинаково потрясающе, а в итоге создать незабываемые образы, - сия тайна велика есть. И я не буду даже пытаться ее разгадывать, ибо тайна эта, может, известна Белинскому и Васильеву, а может, и им самим неизвестна. Может быть, подарена исполнителям дивной музыкой В. Гаврилина, а может, сообщена духом самого Антона Павловича. Во всяком случае, что бы ни говорил Чайковский о вдохновении в том смысле, что оно есть на 95 процентов - труд, не поверим гению: истинное вдохновение, порождающее бессмертные произведения, - от Аполлона. По крайней мере, в "Анюте" - точно от Бога.
Посему не стану больше ни восторгаться, ни пытаться анализировать (в балете я мало что понимаю, "Анюту" же каждый раз смотрю как завороженный). Да и надо ли поверять гармонию алгеброй? Фильм велик и бессмертен, как бессмертны все десять муз.
Фильм «АНЮТА»
Год выпуска: 1982
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие