Заключительная часть трилогии, пожалуй, менее скучна и мудрена, нежели первые две. Это уже просто фантастический боевик (лучше сказать - бойня, по типу кэмероновых "Чужих" или жучиной саги Верхувена-Хайнлайна), почти без околофилософских заморочек. Последняя, можно сказать, вообще одна, скорее, к тому же, теологического характера, простая до примитивности: коль скоро герой у нас - новый мессия, значит должен, завершив миссию, взойти на крест. Что и делает, будучи предварительно предан членовредительству, как должно герою боевика, бичеванию, как следует всякому истинному мессии новой эры, а заодно и ослеплению, подобно Эдипу, главному мифологическому гуманисту эры старой - дабы прозрел внутренним вИдением. Символика несложная, кажется, братья Вачовски поняли, наконец, что изрядно для простого зрителя в своей трилогии намудрили.
В связи с чем возникает вопрос: правомерно ли понятие "философский кинобоевик", возможно ли вообще? Братья Вачовски попытались, а что из этого воспоследует - покажет, как говорит Кирилл Клейменов, время.
Мне бы не хотелось здесь вновь и вновь пережевывать сюжет, как потому, что о фильме и без меня написано слишком много, так и потому, что третья часть еще только-только появилась в пиратском прокате. Не хотелось бы и подробно анализировать всю трилогию - во-первых, потому что в целом она мне не понравилась, во-вторых, потому что первых частей под рукой нет, а хитросплетений полтурагодовой давности во всех подробностях я уже и не упомню.
Могу только сказать, что итоговое представление складывается, в общем, следующее. По жанру трилогия "Матрица" - антиутопия-боевик, балансирующая прежде всего на трех китах: классическом романе Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту", новейших текстах одного из отцов киберпанка У. Гибсона, но главным образом, пожалуй, все же на философской, киберпанковой же до киберпанка сатире С. Лема. При этом основной мотив трилогии - мотив чисто фэнтезийный и (заодно) компьютерно-игрушечный, мотив дороги, странствия, в конце которого герой (должен ли он спасти мир, или только понять самого себя - неважно) открывает и обретает собственное лицо. В том, что лицо бога (то, по крайней мере, которое доступно человеческому разумению) есть перекинутая личина дьявола, ни один из любителей фантастики, после Желязны и Муркока, не сомневается. В том, что герой - есть вместилище и бога, и дьявола - тоже ("На две трети он бог, на треть человек он", или наоборот - какая разница, или: верхняя половина человека - от Бога, нижняя - от лукавого), равно как и в том, что странствие (физическое или интеллектуально-духовное) - единственный возможный способ отыскать самого себя. В последнем можно удостовериться, даже не затрудняя себя чтением "Войны и мира" или силвербергова "Замка лорда Валентина", достаточно познакомиться с древнейшей (древневавилонской) поэмой "О всё видавшем" - там вся "Матрица", в сущности, уже имеется. Собственно говоря, матрица - там.
Поэтому, в общем, обличие героя более-менее прорисовывается с самого начла, то есть уже в первой серии было понятно, что Нео и Смит - суть одно и то же: две стороны одной монеты. Равно, как понятно было и то, что герою предстоит в этом убедиться, лишь пройдя долгие, необходимые для его собственной духовной подготовки страдания, ибо каждая религия (читай - знание) дается человечеству (человеку) вовремя - именно тогда, когда оно, человечество, к ней, конкретной религии, готово.
Не было понятно сразу, кто или что стоит за всеми сюжетными перипетиями, за всем этим матричным мирозданием. Почему, впрочем, не было? Если матрица - мир, то ее кто-то создал. Этот кто-то - инженер, богодьявол (гений), дантовский Геометр... Вопрос, в сущности, оставался только один - человек он, создатель, или нет, или - Создатель. Вачовски в последних кадрах, в свойственной им неоткровенной манере ответили нам - Создатель (а человек, или нет - понимай как хошь). Пославший героя на Крест. Почему? А кто такой Нео, откуда он вообще взялся? Кто помнит? Не было его и вдруг взялся, аки от святого духа. А если от святого духа - то и дорога ему на крест. Без вопросов. В мире "Матрицы" грешат не меньше, чем у нас по соседству, стало быть, и искупать эти грехи кому-то надо.
А вот любопытно, сочинят ли авторы эпилог, "Матрицу - Воскресение"?
Фильм «МАТРИЦА: РЕВОЛЮЦИЯ»
Год выпуска: 2003
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие