Стильный и, как всегда у Альмодовара, ироничный триллер, на философскую, отчасти поданную во фрейдистском духе тему эроса и танатоса, которых, понятное дело, невозможно оторвать друг от друга, как рифмующиеся пресловутые "кровь" и "любовь".
Именно таким образом, нарочито, настойчиво и с откровенной издевкой рифмуя секс с убийством, а кровь с любовью, и пародирует Альмодовар все и вся в своем опять-таки нарочито многокрасочном, чересчур для триллера многокрасочном фильме. Чего только тут не наворочено: коррида и тореро-дьяболо на пенсии по инвалидности, пустоголовый (да еще и педерастичный) инспектор полиции (ну, Голливуд, погоди!), откровенно косящая под Марию Казарес в "Орфее" Кокто адвокатша, юный сладкий Бандерас (в отличие от голливудских боевиков, у Альмодовара - ИГРАВШИЙ), бахнутые старухи, несостоявшиеся изасилования, убивания заколкой для волос любовников во время откровенно демонстрируемого полового акта и проч., и проч.
Словом, если бы не явственно ощущаемая ирония, пародийность всего действа, зритель - точно - мог бы подумать, что молодой Альмодовар изо всех своих недюжинных сил пытается вырвать пальму первенства в испанском кинематографе не только у Сауры, но, пожалуй, и у самого Бунюэля. Последнее, впрочем, вряд ли возможно, а первое, по-моему, Альмодовару решительно ни к чему.
Вообще же передать словами все это буйство красок, фантазии, иронии и мешанины в фильмах последнего (пока) классика испанского кино решительно невозможно. Почти столь же трудно пересказать сюжет. Вкратце же он таков (оговорюсь, сюжет сам по себе почти ничего не скажет о фильме). Некий сошедший с арены матадор, мужчина худощавый, черноволосый, хромой на одну ногу и страшенный бабник, одним словом - форменный Мефистофель, обучает теперь подрастающее поколение истинному и истинно испанскому искусству изящно убивать быков на глазах у почтеннейшей публики. Обожающий его ученик, зная или подозревая о том, что Учитель-С- Большой-Буквы ныне утоляет жажду крови посредством втыкания булавок уже не в быков, могущих порой дать чувствительной сдачи обидчику, а в любовниц, сдуру и по причине тотальной угнетенности мамашей фуриозо, решает принять на себя деяния учителя. Натурально, ему никто не верит, но в тюрьме придерживают, заглядываясь на смазливого будущего мачо. Заглядываются - все: от комиссара и добросердых тетенек при участке до нас, зрителей. Действительно, хорош мальчишка!
У б/у тореадора, помимо страсти к убийству и коллекционированию подружек (считай - трупов), имеется еще японская страсть к самоубийству в объятиях адвокатессы, дамы столь же темпераментной и ненормальной, то и дело использующей заколку для волос в качестве ритуального холодного оружия. Дама эта одновременно защищает будущего Десперадо и зазывно ускользает от жаждущего инвалида.
Так вот все означенные граждане стр-растной Испании и кружатся полтора часа, то являя собой пародийные живые картины в духе бунюэлевской "Виридианы", то бесконечно варьируя перипетии хичкоковского "Наваждения", помалу вытанцовывая сарабанду к закономерному, кр-ровавому, кр-расивому, эстетскому финалу этой прелестной комедии, которую не испорченный излишними знаниями нормальный зритель с удовольствием прочтет как эротический триллер. И будет по-своему совершенно прав. Ваш же испорченный собственным излишним эстетством рецензент все полтора часа восхищенно посмеивался и с ужасом хватался за голову в самых, казалось бы, неподходящих эпизодах. Он просто спохватывался: как же написать обо всем этом гениальном балагане?..
Да, вот ведь еще какая пародийная штучка. Насколько я знаю, Альмодовар не грешит участием в собственных фильмах в качестве актера. Да и триллеров, в общем, обычно не снимает. Здесь же он сыграл эпизодическую рольку - этакого отвязного модного модельера в кудряшках, прожженного и равнодушного, но внешне - всех любящего, всех обнимающего, всех целующего, вне зависимости от пола и возраста. Автопародия? Конечно. И конечно (коль скоро по формальным признакам эта комедия есть триллер) - пародия на Хичкока, подобные эпизодические рольки исполнявшего в своих триллерах всенепременно.
Блистательный фильм для взрослых (о чем свидетельствует желтый знак "Синемафора"). В чистом виде классика постмодерна. Да что там - просто классика!
Фильм «МАТАДОР»
Год выпуска: 1986
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие