Легче всего представить этот фильм, как нечто среднее между классическим "Однажды в Америке" и нашим "Бумером". Действие происходит в среде арабской диаспоры во Франции. Уже крутые и собирающиеся стать таковыми братки, конечно же, воспитаны на копполовско-леоновской псевдоромантике, они сами представляют такой человеческий и социальный "второй сорт", они - изгои, сорная трава, что, кажется, растет без корней где угодно. Иного пути, как в бандиты, у них просто нет.
Эта безысходность продемонстрирована на примере двух братьев из арабо-французской семьи, где европейская и мусульманская культуры смешаны в таких пропорциях, что ее, семьи, отпрыски безысходно деклассированы и декультурированы. Старший из братьев в начале картины, отсидев срок, вкалывает грузчиком в магазине, пытаясь "завязать" с антисоциальным прошлым. У него есть любимая девушка и определенные виды на создание трудовой (или, в лучшем случае, мелкобуржуазной) семьи. Он пытается, правда, не слишком решительно, убедить младшего брата не ступать на заведомо гибельный путь рэкетира в банде арабской шпаны. С другой стороны, бывшие подельники, друзья-братья делают все, чтобы возвратить героя в родную организацию.
В итоге надежды персонажа Ле Бьена оказываются, разумеется, несбыточными: ни "малина" не может отпустить арабского Егора Прокудина, ни он сам не имеет достаточных для окончательного освобождения сил. А главное - сама тотальная криминальная реальность существования не позволяет, не может позволить и не позволит отдельному человеческому существу "вочеловечиться", тем более когда это существо представляет цивилизацию приниципиально противоположную, воинственно противостоящую лишь на поверхностный взгляд умиротворенной, одряхлевшей европейской культуре. По крайней мере, так обстоит дело сегодня, в эпоху очередного великого переселения народов, в эпоху, так еще не названную, пожалуй, только из страха честно признать очевидное.
Остается, значит, проследить логику сначала гибели надежд героя, а затем и гибели его самого, его друзей и врагов, каковая происходит на наших глазах со всей естественной для жанра криминальной драмы безысходностью, со всей жесткостью и жестокостью современного европейского кинематографа, предлагаемого наиболее талантливыми представителями его мусульманской диаспоры - кланом Насери.
Фильм безусловно хорош, безусловно грамотен во всех своих отсылках к предшественникам: от финала, формально повторяющего почти в точности, но с принципиальной пременой содержательных акцентов, "На последнем дыхании" Годара - до реминисценций из картин Копполы и Леоне. Однако, несмотря на глубоко трагическое и, конечно, серьезное содержание и названную грамотность, вряд ли "La mentale" сумеет собрать широкого зрителя у экранов для повторного просмотра - слишком уж картина Бурсиньяка - Насери (кстати сказать, сыгравшего, как всегда, ярче и выразительнее прочих, создавшего живой и вполне романтический образ в мрачном постмодернистском действе) логична, слишком (без "второго дна") рассказана, слишком... такая же, как все другие в жанре гангстерского драматического боевика, слишком - при всем профессионализме авторов и исполнителей - вписана в общий ряд.
Но один раз фильм посмотреть, конечно, и можно и нужно. А в воспитательных целях, пожалуй, и необходимо.
Фильм «КОДЕКС БАНДЫ (LA MENTALE)»
Год выпуска: 2002
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие