Начну с оговорки: перед просмотром кассеты несколько опасался, что разрекламированный фильм престарелого мэтра окажется излишне сентиментальным и лишенным динамики. К удовольствию своему и вящей славе маэстро ошибался - "Каллас навсегда" фильм если и не Высокий с большой буквы, то уж во всяком случае очень хороший, режиссура Франко Дзеффирелли, особенно в эпизодах из "Кармен", и игра Фанни Ардан выше всяких похвал, но это, в конце концов, несмотря на мои опасения, так и должно было быть. Замечательно, что здесь и все прочие актеры, даже статисты, работают просто вдохновенно. (Люди соскучились по искусству?) Те же похвалы и та же благодарность оператору, гримерам, костюмерам, монтажерам. Но более всего обрадовала, даже удивила меня драматургия картины, объединяющая сразу несколько глубоко драматичных историй, или содержательных линий, каждая из которых (и следовательно, фильм в целом) насыщена серьезными философскими и житейскими размышленями, пусть и подаются они зачастую как бы вскользь, как бы намеренно лишь для тех, кто способен понять. Те же, кто понять не способен, получают филигранно сработанную картину о личной драме великой певицы и одновременно - блистательную экранизацию хитовых сцен из оперы Бизе.
Итак, о планах, которые сумел увидеть в фильме ваш рецензент. Прежде всего, это одновременно правдивая и в то же время совершенно искусственная (уже в силу того, что Мария Каллас здесь - героиня художественного текста) история оперной дивы, чью жизнь и творческую деятельность погубила страсть к человеку, совершенно, по-моему, справедливо охарактеризованному в картине подлецом. Но есть, есть (этого нельзя не увидеть) в трагической истории Каллас вина и самой жертвы, не только полюбившей подлеца, но и предавшей творчество ради роскошного существования любовницы миллиардера.
Далее - столь же житейски правдивая и столь же искусственная (вследствие того, что главную мужскую роль в ней играет Джереми Айронс, актер, приобретший славу именно в амплуа героев-любовников) социальная и личная драма представителей сексуальных меньшинств. Одновременно линия Айронс - Ардан являет собой чрезвычайно значимую для искусства, а для кино в особенности, социально-экономическую драму "продюсер - художник", в которой первый ко всему является еще и своего рода Мефистофелем, пусть невольным, но непосредственным последним предателем в жизни певицы и, таким образом, провокатором скоро последовавшей ее смерти.
Далее, "Каллас навсегда" представляет собой фильм в фильме, реальность в реальности, или, наоборот, фантом в фантоме, причем второй из них - экранизация оперы Бизе с участием певицы, потерявшей голос, - ни по накалу страстей, ни по трагизму ситуации не уступает первому, но и - это самое замечательное! - не подменяет культурной драмой (придуманной французским писателем XIX века Проспером Мериме, а затем перенесенной на оперную сцену французом же Жоржем Бизе) трагедии реальной, социальной и личной.
Наконец, картина Дзеффирелли, помимо того, что является реквиемом Марии Каллас, которую режиссер знал лично, представляет собой, пусть, как я уже сказал, не Высокую, но тем не менее отчетливо заявленную вечную драму гения в мире ординарных людей, причем с полным пониманием как того, что гений "и мал и мерзок, но не так, как вы - по-своему", так и того, что зачастую окружающие гения ординарные существа от этого соседства, быть может, страдают не меньше, чем сам гений.
И все же талант всегда прав. И еще: талант почти всегда гибелен для его обладателя, ибо он, созидая прекрасное для всех, разрушает реальное для одного - именно своего носителя, его личность. Впрочем, последние идеи в фильме, действительно, лишь намечены.
Тем не менее и эти и, надо полагать, иные мысли и темы в картине Дзеффирелли не просто присутствуют, но и драматургически искусно переплетены столь тесно и выражены так тонко (сказанное не отменяет моего предыдущего замечания об облегченности выражения, дабы лента была доступна самому широкому современному зрителю, для которого, не будем лукавить, высокая, да к тому же еще и интеллектуальная трагедия малодоступна), что для того чтобы их понять, а значит и в полной мере оценить эту вещь, надо посмотреть ее не один раз. (Я пишу после первого просмотра и, может быть, еще вернусь к этой рецензии позднее.)
И фильм того стоит. Я думаю, что роль Каллас - поистине звездная роль для Фанни Ардан, думаю также, что роль, исполненная Джоан Плоурайт, роль второго плана, удалась английской актрисе не хуже, нежели образ Каллас актрисе французской. Полагаю, что и Айронс должен быть благодарен судьбе и Дзеффирелли за возможность расширить собственное амплуа. И еще полагаю, что эпизоды из "Кармен", снятые для этого фильма, сами по себе войдут в сокровищницу музыкального кино - с такой дерзостью, творческой яростью, с таким темпераментом и трагизмом, с таким буйством красок сняты они крупнейшим постановщиком опер в мировом кино.
И все же, все же, все же... Картину (да, замечательную, да, для сегодняшнего постмодернистского, пустотно-развлекательного, оголливуженного кинематографа необычайно яркую) о Марии Каллас снимал НЕ Бергман, НЕ Висконти (а можно себе представить, как бы это сделал именно Висконти!), и даже не тот молодой, дивно одаренный ученик Висконти Франко Дзеффирелли, который в свое время сделал классические экранизации "Ромео и Джульетты" и "Травиаты". "Каллас навсегда" - очень хорошая картина, поставленная более всего мастером мелодрамы для среднего зрителя, в каковую Дзеффирелли последнего двадцатилетия ухитрился превратить даже шекспировского "Гамлета". Это фильм драматургического уровня дзеффиреллиевой же "Джейн Эйр", не более, и еще это фильм, больше намекающий, чем исследующий, больше щадящий, нежели терзающий, фильм о терновом венце творца, в котором, говоря по большому счету, тернии-то и отсутствуют. Звезды, правда, есть. Но звезды без терний не так ярки и высоки.
А как думаете вы, читатель?
Фильм «КАЛЛАС НАВСЕГДА»
Год выпуска: 2002
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие