Наполеон, в отличие от короля Артура, личность не легендарная. Тем не менее эта историческая, отстоящая от нас всего на две сотни лет фигура образовала вокруг себя столь же грандиозное собрание философских, культурологических, собственно исторических, психологических, художественных и прочих текстов. Подобно Артуру, Наполеон теперь во многом и для многих больше литературный персонаж нежели собственно историческая личность, герой бесчисленных романов и фильмов, как исторических, так и просто костюмных (приключенческих, любовных). Понятно, что, скажем, Наполеон Льва Толстого и Сергея Бондарчука и Наполеон Конан-Дойля или испанской кинокомедии "Саботаж!" - это, так сказать, фигуры разные и несопоставимые. Тем не менее - Наполеон. Есть вот еще торт "Наполеон"...
В кинематографе наполеонам несть конца. И не будет. И это хорошо. Каждый Наполеон, даже пародийный, даже торт, каковым обычно попадает в физиономию незадачливым персонажам комедий и водевилей, что-то да прибавляет к нашим представлениям о Наполеоне настоящем. Во всяком случае, пожалуй, невозможно теперь уже представить себе Наполеона, очерченного пером Стендаля или Манфреда, без учета его психологических портретов, созданных духом и плотью Рода Стайгера или Владислава Стржельчика, Наполеона из фильмов Абеля Ганса, Якова Протазанова, Сергея Бондарчука, или Кинга Видора и Саша Гитри.
Новый франко-канадско-британский телесериал о жизни Наполеона от падения якобинской диктатуры до смерти на острове Св. Елена, снятый канадским режиссером Ивом Симоно, вполне подошел бы и большому экрану, - так динамично и точно чередует он батальные и комнатные эпизоды, сцены сражений оружием, волей, любовью, хитростью и ненавистью. Вся жизнь Наполеона - баталии: со всеми европейскими армиями и дипломатами, с собственными родственниками, генералами, политиками. Наконец, с женщинами. Долгое время во всех этих баталиях он одерживал блистательные победы. Благодаря чему?
Это, может быть, главный вопрос, вопрос, который здесь, разумеется, не место разрешать. Да и однозначного ответа на него нет. Среди огромного, как феномен самого Наполеона, разнообразия ответов, далеко не последним, однако, будет следующий - благодаря личной харизме.
Именно этой харизмы решительно нет у во всем остальном просто замечательного французского актера-комика Кристиана Клавье, сыгравшего главную роль в совсем не комической картине Симоно. Сыгравшего очень хорошо. Настолько, что его герою - в общем-то, тирану и кровопийце ("Мордой бы да и в говно!" - помните у Толстого в "Войне и мире"?) - сочувствуешь. И готов даже, как под воздействием поэтической магии Марины Цветаевы, обожавшей униженных в конце великих и просто героев: и Орленка, и, надо думать, самого Наполеона, и даже того хлеще - Казанову, прослезиться, когда уничтоженный, но не согбенный император в последний раз закрывает глаза, а единственный до конца преданный ему слуга останавливает часы.
Наполеон-человек, таким образом, в картине безусловно есть, больше того - человек, страдающий сам и заставляющий страдать других, еще того больше - человек неординарный. Но - не гений! Гения - нет, как раз именно потому, что Клавье не достает того, что было и у Стайгера, и у Стржельчика, - харизмы. И вот это отсутствие харизмы, делая роль Клавье по гамбургскому счету неубедительной, позволяет зато развернуться другим актерам. Прежде всего - Джону Малковичу, играющему Талейрана.
Честно скажу, давно не видел такого Малковича! Актер, всем известно, гениальный. Но так сыграть триумф и трагедию умного подлеца, чтобы во всех немногих сценах со своим участием решительно и полностью переключить внимание зрителя с главного героя (да с какого - с Наполеона!) на себя - это мало кто сумеет. Знаменитая омерзительная кривая ухмылка Вальмона из экранизации "Опасных связей" де Лакло (реж. С. Фрирз) здесь доведена актером до степени космической, вобравшей в себя тайную и явную суть порока всеобщего - и аристократического, и буржуазного - и порока личного. Вальмон кривил рот и нагло-весело ухмылялся, пока не погиб от заслуженного удара шпагой. Министр иностранных дел наполеоновой империи Талейран погибает заживо, понимает это и психологически умирает на глазах зрителя, кривя рот так же, как Вальмон, но со взглядом забитого сапогами подзаборного пса, пса, однако же, знававшего и лакомые объедки с барского стола, умирает от унижения и бессильной ненависти. Всепонимающе умирает.
Другой носитель харизмы в картине - Депардьё, исполняющий еще меньшую, чем Малкович, роль Фуше, личности темной и уж вовсе без намека на аристократичность. Трагедия его оттого ничуть не меньшая, хотя он и не погибает. Он ведь, как мы помним, и вообще бессмертен, сыск. Это трагедия пса, отроду под столом в графских замках не бывавшего, прирученного хозяином в пору мора на догов да борзых, потому привычного больше к пинкам, чем к чесанию за ухом, только-только вот успокоившегося: все, конец бездомным мытарствам - и нате вам, облом!..
Третий носитель харизмы - женщина. Изабелла Росселлини играет Жозефину превосходно. Такой ли она ее играет, какова была жена тирана в реальности, судить, конечно, не следует. Но именно та женщина, которую мы видим в ее исполнении, на мой взгляд, и могла, и должна была быть настоящей женой Наполеона, истинной его женой. Те же признания следует сделать и Анук Эме, как всегда скупо, точно и соразмерно своему более аналитично-интеллектуальному, нежели лицедейскому дарованию сыгравшей роль матери Наполеона, в какой-то мере его злого гения.
Остальные актеры сыграли в должную меру хорошо, особенно симпатичным получился Мюрат. Исполнители небольших, но крайне важных в истории Наполеона ролей Марии Валевской и Александра I, убедительны скорее в портретном, нежели в историческом или художественном плане.
Вообще русской кампании и русской трагедии, как ни странно, в большом, подробном, во всем прочем убедительном фильме, уделено до странности мало места, времени и смысла. Между тем... Да что говорить, мы ведь с вами хорошо знаем, что именно тут-то из римских императоров и пришлось ему мордой...
За всем, отмеченным выше, - добротный, добросовестный во всех смыслах, даже очень хороший исторический фильм, динамичный, несмотря на шестичасовую продолжительность, качественно снятый, хотя, разумеется, в этом плане на сравнение с лентами Ганса и Бондарчука изначально и не покушавшийся. Фильм Симоно, пожалуй, и вообще больше о Наполеоне - человеке, нежели о Наполеоне - полководце или о Наполеоне - мифе, о человеке, которому выпало жить на переломе эпох и вытянуть козырного туза, - удачная, на мой взгляд простого зрителя, попытка, не разрушая мифа, восстановить реальный и одновременно авторский (явленный и писателем Максом Галло, и режиссером Ивом Симоно, и актером Кристианом Клавье) облик великого человека, так, что существительное в этом последнем сочетании становится главным. Тем для меня фильм и интересен.
Фильм «НАПОЛЕОН»
Год выпуска: 2002
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие