Они встречаются в поезде, следующем из Чечни в Москву, две русские матери, молодая и пожилая. Первая, чеченский снайпер и жена крупного бандита, спасая свою жизнь, убила одного из боевиков и теперь уносит ноги дабы вырастить маленького сына, ранее тайно переправленного из ада. Вторая отыскивает снайпершу, чтобы выменять ее сына на своего, находящегося у бандитов в плену.
Третье действующее лицо в картине - продажный проводник, не лишенный, в общем, некоторой человечности, однако морально гражданской войной раздавленный.
Итак, две сильных женщины и слабый мужчина. У каждого своя драма, полностью проясняющаяся далеко не сразу. В одном из эпизодов появляется четвертый персонаж ленты - немолодой омоновец, тоже разыскивающий снайпершу, тоже не лишенный человеческого облика, но и в той же мере расчеловеченный, как и все прочие герои фильма, расчеловеченный этой бредовой бойней, в которой никому неизвестно, кто прав, кто виноват.
Камерная, очень театральная постановка, выводящая перед зрителем по сути правдивые человеческие образы, к сожалению, представилась мне малоудачной по причине прежде всего неубедительной игры Татьяны Мещеркиной, в полном несоответствии с ролью бесконечно впадающей в истерику, более свойственную латинским мыльным операм про ненастоящие страсти, нежели трагической истории двух народов, совершающейся на наших глазах. Нина Усатова сыграла, конечно, лучше, но в ее случае, по-моему, авторам не хватило психологически убедительной мотивации поступков: как бы ни была проста ее героиня, сколь бы ни толкало ее отчаяние на шпионскую авантюру, вряд ли гордая женщина (а именно такой, в общем, изображает ее Усатова) отчаялась бы на подобный шаг.
Зато Анатолий Горячев разыграл свою роль как по нотам. В его случае драма подлинна, драма маленького постсоветского человека, для которого воровать - значит сначала выжить, а потом, как попривыкнет, и жить - значит воровать, пользоваться слабостью ближнего и общества, решительно отчужденного от человека.
В целом фильм Федора Попова, очень короткий по метражу, умелый в плане нагнетания саспенса, представляется как бы недоработанным, видится скорее как любопытная заявка, нежели по-настоящему интересный художественный текст. Глубоко трагический по замыслу, он оборачивается скорее всего мелодрамой, несмотря даже и на финал, одновременно и трагический, и нелепый.
Не знали ли авторы, что делать им с выжившей снайпершей? Или - так же, как все мы - что делать нам с самими собой, не прекращающими калечить друг друга и самих себя в нашей истории - бесконечной братоубийственной войне, войне, войне?..
Фильм «КАВКАЗСКАЯ РУЛЕТКА»
Год выпуска: 2002
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие