Есть такой жанр - скучный детектив. В лучших его образцах нас подробно знакомят с рутинной работой полиции или экзотикой трудовой деятельности патологоанатомов. Или же просто с криминальными мелочами житья-бытья человеческого в каком-нибудь захудалом городишке. Чаще всего в подобных книгах и фильмах преступник известен заранее, саспенс как таковой отсутствует, все плохо, серо, скучно - как сама жизнь, какой ее представляют себе люди, почему-либо лишенные умения радоваться. При этом качество текста может быть каким угодно: от вполне посредственного до содержащего истинную драму.
Именно такую скучную и по сути глубоко драматическую историю являет собой и эта картина, сумрачная, как заполярный день. Городок на Аляске, где происходят события фильма, населяют 253 человека. Естественно, все знают друг друга в лицо, тем более всех знает местный шериф, человек слегка за тридцать. Еще лучше шерифа знает обитателей городка местный парикмахер, пожилой одинокий господин, приятель всех мужчин, соблазнитель и, возможно, убийца нескольких молодых местных женщин.
Я не выдаю решительно никаких секретов сюжета, поскольку парикмахер с лицом Малколма Макдауэлла (одна из лучших, по-моему, ролей актера после работы в "Цареубийце" К. Шахназарова) заявляется в фильме подозреваемым номер один с первых же кадров. И таковым остается до конца, несмотря на целый ряд положительных качеств, каковые проявляет в течение картины: от мужества и бесстрашия до подлинной галантности в общении с женщинами.
Не он, однако, истинный убийца, даже если преступления совершаются его рукой. Истинный убийца скучающих женщин, с ума сходящих от тоски беспросветного заполярного существования, - сам этот Богом забытый городишко, или - мир человеческий вообще, поскольку все-все, кроме света, тепла, подлинной доброты и истинного сочувствия, в этом городишке есть. Он - капля воды, в которой отражается мир. Мутная капля, да, но и мир наш, Божий по замыслу, да выстроенный людьми (хорошими ли, плохими - не суть важно, важно, что обычными людьми), - мутный мир, мрачный, беспросветный.
Таковым, по крайней мере, видится он авторам этой весьма примечательной ленты для взрослых зрителей, являющей собой симпатичный образец северо-американского независимого кино, кино, в котором, пожалуй, не сказано ничего нового, зато все давно известное заставляет зрителей вновь задуматься над мироустройством и над самими собой, как в зеркале достоверно изображенными непримелькавшимися, но даровитами актерами.
Фильм «ЦИРЮЛЬНИК»
Год выпуска: 2001
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие