Сюжет: старшеклассники Аня и Стас любят друг друга с первого класса. Стас, первый математик в школе (которой как бы и нет - в фильме показаны только ее пустые коридоры и спортзал, дан один эпизод урока литературы, во время которого несчастная великовозрастная девица мучительно пытается прочитать наизусть любовное стихотворение Ахматовой - одиннадцатый, значит, класс, а из учителей набросаны только страшненькая литераторша - и почему в наших картинах именно литераторши все такие несимпатичные? - симпатизирующая миляге физруку да этот самый физрук, играющий, понима-ашь, душевную драму спивающегося, но благородного спортсмена, человека и Учителя: "Но я - Учитель!" - так и произносит он патетически в один из самых мелодраматических моментов разбирательства с своим непутевым подопечным) уезжает выигрывать олимпиаду (наверное, в Обнинск), а в это время Аня, уже, можно сказать, его законная жена, сама себя влюбляет в Максима, первого школьного красавца, спортсмена, барана, бабника из богатеньких, отдается ему, ощущает в себе настоящую женщину, а парня заставляет раскрыть заложенные в нем, видать, от природы качества настоящего героя. Близкие к эротическим эпизоды перемежаются девичьими разговорами героини с подружкой, типа: "Ой, что ты делаешь, дура! Стас тебя не поймет!" - "Я сама себя не понимаю, Оля! Но не будем о грустном".
Натурально, приезжает (с победой, понятное дело) Стас, Аня спит и с ним, вероятно, пытаясь разобраться, с кем же круче, решительного выбора сделать не может, тайну сохранить не получается (в школе-то, не смешите!), Ромео сперва подкупает бородатых пугал, дабы те слегка помордовали красавчика, потом, устыженный соседями по парте, вызывает его на дуэль. Мордуются, как два барана, в том же спортзале, куда, узнав об этом событии от Оли, летит Аня, дабы, не решаясь сказать истинную правду: давайте, мол, жить втроем, как Маяковский с Бриками, или Тургенев с Виардо (этих литературных историй она, впрочем, скорее всего просто не знает - не до чужих историй поколению пепси), - вновь сообщить любовникам о том, что еще ничего решила. К этому моменту бюджет картины полностью израсходован, вследствие чего (а не потому что того требует художественная необходимость) героиня не замечает прущего ей навстречу автомобиля и, конечно, насмерть попадает под него.
Заключительная немая сцена на кладбище. Второстепенные персонажи кладут под офигенный деревянный православный крест, украшенный махоньким католическим распятием и надписью не "Ане от безутешных любовников, учителей и одноклассников", а вот именно "INRI" - "Иисус Назареянин, царь иудейский" (?!.), вялые розы и в глубокой задумчивости расходятся. Ромео рыдает на груди у, пожалуй, несколько излишне нежно обнимающего его Париса. Титры. Музыка.
Любовь втроем, ну, хорошо, пусть мягче - любовь одной к двум (а лучше бы по поводу этой конкретной самодеятельности сказать, как нынче принято - два в одной) - сюжет знакомый нашему кино, не правда ли? Начиная с печально-сатиричной "Третьей Мещанской" Абрама Роома - через римейк-пародию П. Тодоровского, с учетом, конечно же, "Любовника" В. Тодоровского - и вот, к полуторачасовому клипу И. Исламгулова, сработанному то ли с нарочито кр-расивой небрежностью, то ли с намеком на знакомство с художественными принципами "Догмы", то ли просто непрофессионально.
Я не киновед, потому не считаю себя в праве анализировать тонкости видеоряда, хотя, кажется, не надо иметь специального образования, чтобы понять конструктивное, ну, хорошо, пусть художественное решение картины: несколько удачных кадров, клипов, в которых Светлана Мамонова и Иван Глубоков особенно выгодно позируют на фоне солнечного пейзажа (и которыми камера слишком уж откровенно любуется - было б чем!), собственно и составляют содержание фильма, бесконечно повторяясь и варьируясь то в прямом времени, то в воспоминаниях персонажей. Что, надо полагать, выдается за проявления, да что проявления - за всю психологию современных Ромео и Джульетты.
Кроме нескольких таких кадров-клипов, хорош музыкальный ряд фильма, несомненно повторяющий принцип музыкального оформления, счастливо найденный в "Брате". Здесь звучат песни Дмитрия Молодцова и ряда популярных групп.
Все прочее, к сожалению, действительно напоминает даже не провинциальный ТЮЗ, а именно бездарную самодеятельную сцену, в ногу с веком ставящую хит про секс в среде старшеклассников. В общем, вариацию на "Вам и снилось" (где, за всем зубодробительным мелодраматизмом, все-таки была любовь Ромео и Джульетты ХХ века, чего никак не скажешь о картине Исламгулова). Исполнители всех без исключения ролей не просто непрофессиональны (обаятельней прочих, может быть, только Дмитрий Рыбин, играющий волшебника-неумеху - учителя физкультуры, сошедшего в тираж спортсмена), они, кажется, вообще не понимают, как им надо держаться и как артикулировать то, что должны произносить. Кроме всего прочего, молодые люди, играющие главные роли, для старшеклассников староваты. Меня не покидало ощущение, что они никак не могут вспомнить (или представить), как они сами в подобных ситуациях держали себя, будучи школьниками. Скорее всего, у ребят просто не было такого личного опыта.
Я не хочу сказать, что сама по себе история, рассказанная в фильме, невозможна. Или совершенно невозможна психологическая нюансированка сюжета, предложенная И. Исламгуловым и Т. Кузиной. Она просто подана совершенно неубедительно, хотя из подтекста этой очень слабой ленты отчетливо вычитываются намеки на знакомство авторов с серьезными культурными текстами и попытки еще раз поставить всегда значительную воспитательную проблему ответственности человека перед человеком и обществом и наоборот, ведь и во времена всеобщего чтения повести Г. Щербаковой и просмотра фильма "Вам и снилось" мы прекрасно понимали, что не только ж среда заела юных любовников, но и они среду. Картина "18 лун" могла, должна была продолжить исследование темы вглубь и вширь. Но, увы, исследование у ее авторов, увлекшихся красивыми картинками возле секса и мордобоя, не получилось. Тема, значит, остается в ожидании следующего, более профессионального рассмотрения и художественного воплощения.
Фильм «18 ЛУН»
Год выпуска: 2002
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие