ЛЮБОВЬ ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ

ЛЮБОВЬ ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ Страна: США
В ролях: Одри Хепбёрн, Гари Купер, Морис Шевалье, Джон Макгайвер, Ван Дауд, Ольга Валери, Лиз Бурден и др.
Режиссер: Билли Уайльдер
Продюсер: Билли Уайльдер
Сценарист: Билли Уайльдер, Хедор Даймонд (по роману Клода Ане)
Оператор: Уильям Меллор
Композитор: Ф. Марчетти, М. де Пероди
Жанр: комедийная мелодрама

Год выпуска: 1957

О режиссере Билли Уайльдере мне уже приходилось писать дважды (см. рецензии на фильмы "Бульвар Сансет" и "В джазе только девушки" ("Некоторым хочется погорячее") на нашем сайте). К сказанному ранее добавить, в общем, нечего. Этот же его фильм вполне добротен и драматургически, и с точки зрения режиссерского искусства, отмечен превосходной операторской работой, хоть за пределы павильона камера, кажется, ни разу на протяжении двух с лишним часов не выезжает, мелодичным музыкальным лейтмотивом, безусловным исполнительским мастерством голливудской суперзвезды середины века Гари Купера и - по- моему, особенно - талантом Мориса Шевалье, но тем не менее являет собой прежде всего стандартную голливудскую мелодраму - этакий бенефис для Одри Хепбёрн.

Разумеется, особых тонкостей ни на уровне сценария, ни даже на уровне исполнительского мастерства Хепбёрн искать здесь не приходится. Это совершенно оперетточная история об американской мечте в условно парижском антураже: скромная красавица виолончелистка, дочка заменяющего ей мать родную парижского частного сыщика, девушка на первый взгляд серьезная и несколько закомплексованная, короче говоря, Золушка, насмерть влюбляется в стареющего американца, плейбоя, "владельца заводов, газет, пароходов", путешествующего по странам и отелям в поисках все новых и новых юбок. Дабы завоевать его сердце, героиня искусно притворяется светской львицей, и прожженный бабник и авантюрист не то что не раскусывает этого орешка "в один секунд", а, напротив, сам влюбляется в прелестницу, начинает ревновать ее к вымышленным любовникам, а затем и... Ну, короче, понятно, "Красотку" все смотрели, "Любовь после полудня" - та же "Красотка" с той лишь разницей, что в бенефисе Джулии Робертс и Ричарда Гира отсутствует третья звезда уровня М. Шевалье.

Это все, однако, на внешнем уровне. По существу же черно-белый уайльдеровский фильм почти полувековой давности на порядок лучше. Почему? Потому что весь построен на внимании к человеку, на том, что называется гуманистическим содержанием и что одно только и может вытащить любую Золушку из какого угодно заурядного соседства. Секрет вечной жизни сказки о Золушке в любви. Не в любви к ней принца, не в любви к ней отца (хотя, конечно, отчасти и в этом), а в любви самой Золушки ко всем окружающим, даже к мачехе и ее дочкам-чувырлам.

Ну не любит герой Гира героиню Робертс, не любит, а изображает любовь, тогда как Золушка Янины Жеймо любит мачеху-Раневскую. И М. Шевалье любит дочку-виолончелистку, и все ей прощает. Любит и она его, как любит весь Божий мир. И потому зритель не просто сочувствует Одри Хепбёрн, не просто влюбляется в нее, как влюбляются в виртуального кумира, а как бы сам преодолевает рамки экрана, оказывается вместе с героями то в гостиничном коридоре и номере, снимаемом плейбоем (кстати, львиную долю экранного времени занимают в "Любви после полудня" павильонные эпизоды, поскольку героиня может отдавать свиданиям только два-три послеполуденных часа и не хочет огорчить своим увлечением отца), то в квартире частного сыщика, то на вокзале, куда приходит вместе с героиней проводить внявшего голосу совести миллионера. Потому и радуется зритель счастливому, должному быть таким, но все же и капельку неожиданному (слава Богу, герои остаются вместе!) хэппи энду, тогда как хэппи энд в "Красотке" никаких сомнений ни на одну секунду с первого до последнего кадра не вызывает (опять же потому что не любит он ее, да и она ведь его тоже, а так только, позируют).

Героиня Одри Хепбёрн - любит, хотя и не должна бы, хотя и не за что. О том и разговор. Потому и удачна эта во всем остальном банальная фильма, едва ли не ровесница пятидесятилетних родителей "поколения пепси" (как зачастую вообще старые картины, даже голливудские, удачнее тех, что сделаны в 80-е и позже, удачнее, жизнеспособнее, потому что гуманнее, потому что озабочены человеческим, хотя нередко и льстят ему, человеку, и лгут о нем).

Интересно бы провести такой эксперимент в форме школьных занятий по эстетике, отдав ему (какой ужас!) несколько уроков литературы - показать старшеклассникам сначала "Любовь после полудня", а сразу вслед - "Красотку". Сколько человек честно отдали бы преимущество мелодраме Б. Уайльдера? Как в том анекдоте, "одна наша учительница, мама" или все же не только она?

Фильм «ЛЮБОВЬ ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ»
Год выпуска: 1957

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие