В общем-то, наверное, Уильям Уайлер снимал эпическую бытовую драму, но сегодня этот очень хороший фильм почти полувековой давности воспринимается именно как историческое кино, ведь Вторая мировая война для нас, родившихся после нее, - история. Мелодрама же это потому, что Голливуд (за редчайшими исключениями) к драме, видимо, не приспособлен. К элементам драмы - да, но не к драме, не к трагическому по сути. Да и не в одном Голливуде дело: искусство, хотим мы того или нет, отражает реальную жизнь, в том числе и жизнь нации.
История же, рассказанная в фильме, сама по себе драматична, даже трагична, как трагичны по сути любые тексты о любом "потерянном" поколении.
Итак, с европейских полей сражений возвращаются три американца: пожилой уже финансист торопится к жене и двум взрослым детям; средних лет лётный капитан-красавчик, до войны зарабатывавший торговлей мороженым в супермаркете, возвращается как бы в никуда, но и как бы, правда, к жене, с которой он прожил перед мобилизацией две недели; и, наконец, к юной невесте едет, преодолевая страх, молодой морячок, потерявший на фронте обе руки, однако наловчившийся с помощью протезов даже прикуривать. Каждому предстоит (в американском, мелодраматическом варианте) то же, что предстояло героям Хемингуэя и Ремарка, а именно сломаться или начать жизнь заново.
Герои будут пить, немножко драться, отстаивая собственное достоинство и достоинство друзей, терять собственных (никуда не годных) жен и завоевывать любовь настоящих бледнолицых "скво", сильных и верных подруг. Герои будут сомневаться в своем праве на счастье, победоносно бороться с собственными слабостями, во всех перипетиях хранить честь... Короче говоря, трудным путем идти к хэппи энду. И они - все - к нему придут, потому что они - герои фильма и герои войны, настоящие американцы, для которых, как для настоящих комсомольцев, нет слова "не могу", есть слово "надо".
Я, конечно, немножко ерничаю и, пожалуй, зря, ведь картина-то по-настоящему хорошая. Ну пусть благостная, пусть предсказуемая, пусть иной раз чересчур нажимающая на "слезную педаль", но хорошая уже потому, что рассказывает о людях, а не о персонажах, тепло и сочувственно говорит о человеческом, а не о героическом, уж во всяком случае не о картинно-киношном. За то и получила множество "Оскаров", хотя "Оскары", конечно, не показатель качества драматургии. Между прочим, один из призов достался исполнителю роли безрукого моряка - за мужество, ведь эту роль превосходно исполнил ветеран и инвалид войны Гарольд Рассел. Интересно, насколько он играл самого себя и насколько - своего героя...
Все сюжетные линии в фильме и судьбы персонажей прослеживаются подробно, я бы сказал, досконально, каждый из героев (отметим лишний раз актерские работы - все без исключения как минимум удачные) отчетливо представляет определенную социальную среду, все вместе с очевидностью являют американский народ, растерянный после мировой войны, но, несмотря на непривычные испытания, не утративший некого задора, как нельзя лучше характеризующего живучую молодую нацию, еще не успевшую создать культуры, но бестрепетно отстаивающую основные символы своей цивилизации. Что означает - способную понять свое "потерянное" поколение и оказать ему помощь.
Последнее же, как понимает любой реалистически мыслящий человек, - от мелодрамы.
Фильм «ЛУЧШИЕ ГОДЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ (THE BEST YEARS OF OUR LIVES)»
Год выпуска: 1946
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие