Кажется, мы впервые (во всяком случае, за последние десятилетия) видим голливудский (или снятый с участием Голливуда) блокбастер на русскую тематику, практический лишенный "мыла", не просто захватывающий, но серьезный, уважительный и умный. За что низкий поклон Кэтрин Бигелоу и всей команде, работавшей над "Оставляющей вдов" (полное оригинальное название картины "К - 19: Оставляющая вдов").
Вероятно, военные моряки и подводники найдут какие-то неточности, что-то будет резать им глаз или ухо, но это совершенно неизбежно - художественный текст никогда не бывает и не должен быть документально выверен, что называется, до запятой, иначе он столь же неизбежно утратит художественную достоверность. Бигелоу опирается скорее на кинематографические первоисточники, нежели собственно на архивный документ. Так, один из центральных эпизодов картины, где моряки играют в футбол на льду и затем позируют для общей - последней в жизни некоторых из них - фотографии, со всей очевидностью напоминает подобные же эпизоды из старых советских фильмов, или фотографии из газет 30 - 60-х годов.
О картине уже достаточно написано и в Сети, и в бумажных изданиях, к тому же совсем недавно, в праздничные майские дни, она была показана по телевидению, поэтому не стану подробно пересказывать сюжет. Коротко: в начале 60-х первая атомная подлодка, толком не подготовленная к плаванию, получает, однако, задание правительства отплыть к берегам США, и в ходе рейса экипаж оказывается в безвыходном положении.
Замечательно, что все исполнители ролей - звезды и не-звезды - справляются с образами советских людей. Если же они и непохожи, скажем, на Петра Алейникова или Бориса Андреева, то столь же непохожи и на Шварценеггера в роли мента-дуболома ("Красная жара"). Дело в том, что и Форд, и Нисон, и все остальные играют, пожалуй, даже не столько советских, сколько вообще людей, просто людей, поставленных тоталитарной властью в нечеловеческие условия, людей, среди которых есть и герои, и не-герои, но и людей, которым героями стать приходится, приходится жертвовать своими жизнями, или - что порой тяжелее - убеждениями, идеалами, или даже - честью.
Самопожертвование - вот, вероятно, и основная тема фильма, поскольку жертвуют собой - в той или форме - все действующие лица. Тяжелее прочих приходится, как и требует художественный конфликт, главным героям. Особенно капитану подлодки (Х. Форд), в душе которого борются между собой такие вроде бы родственные качества, как честь и совесть. Честь требует от советского моряка, сына репрессированного большевика, выполнить по техническим причинам невыполнимое задании партии; совесть требует спасти жизнь экипажа, предав родину.
Жертвует собой и своими убеждениями и старпом лодки (Л. Нисон). Может быть, его подвиг менее душераздирающ, нежели подвиг капитана, но самопожертвование его ничуть не менее убедительно. Тот же путь проходят и многие другие члены экипажа, разве что не каждый случай столь же убедительно обосновывается психологически. Но это и не нужно - потому что экипаж символизирует народ, а ведь когда погибает народ, жертвует собой народ - это уже не трагедия, это катастрофа.
Она, катастрофа, еще на памяти у старшего поколения зрителей, да и младшее, кажется, тоже кое-что уже знает о катастрофах. Но история, рассказанная в фильме "К - 19", - одновременно и трагедия, и катастрофа. Каждая гибель каждого из персонажей подана как трагедия, событие в целом - как катастрофа.
Любопытно, что конструктивно фильм построен по образцу классической "Цельнометаллической оболочки" С. Кубрика: сначала кошмарная учебка, потом еще более кошмарные боевые действия. Разница, правда, существенная: из подлодки на волю не сбежишь, и Советский Союз через 7 - 8 лет после смерти Сталина - не Америка 70-х, да и советские военные моряки, многие из которых, вероятно, прошли Великую Отечественную, какими бы разными людьми они не были, от муштры не пустят себе пулю в лоб.
Все это, впрочем, отнюдь не объясняется авторами, а скорее угадывается отечественным зрителем. Но многие ли западные фильмы на советско-российскую тематику дают такой простор для ассоциаций?
Еще раз, в заключение: "К - 19" Кэтрин Бигелоу - по-настоящему хороший фильм, без всяких преувеличений. Его можно и нужно посмотреть всем, больше того - его можно и пересматривать. Последнее - верный признак того, что лента войдет в "золотой фонд" мировой кинематографии.
Фильм «К - 19»
Год выпуска: 2002
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие