Для тех, кто не читал роман Оскара Уайльда, сообщаю, что автор его - знаменитый поэт, драматург, острослов и гомосексуалист второй половины XIX века, писавший дивные стихи и комедии, влиявший на умы современников прежде всего своим модернистким эстетством, далее - оригинальным, совершенно нестандартным и для высшего света неприемлемым позерством, главным постулатом коего было утверждение о том, что, во-первых, искусство ничему, кроме самого искусства, не служит и служить не должно, а, во-вторых, о том, что истинный художник есть как минимум полубог, и оттого все остальные, окружающие его не-художники, хоть бы и были они из окружения самой королевы Виктории, - есть не более чем быдло, или, как говорил в молодости один мой ныне покойный друг-музыкант, биомасса. Роман же Уайльда "Портрет Дориана Грея" - есть эстетический памфлет, хоть и содержащий мистическую историю великого и одновременно мелкого грешника, заключившего своего рода договор с дьяволом (автором, его alter ego, сэром Генри, самим, конечно же, искусством для искусства), согласно которому стареть с каждым годом и грехом будет не он сам, а его портрет - портрет обольстительного и вожделенного для дьявола (сэра Генри, автора-искусства - всех в одном лице Оскара Уайльда) красавца, эстетический, говорю, памфлет. Прежде всего и главным образом.
Из сего совершенно литературного (искусство, как помним, - для искусства, и точка), головного, эстетского трактата, сочиненного поэтом в прозе для того, чтобы яснее (для непосвященных, но посвятиться желающих, или для тех - того! - кого сэр Оскар посвятить особенно желал) высказать задушевные свои интеллектуальные построения, команда Аллана Гольдштейна извлекла эротический триллер, никаким эстетизмом (даже и гомосексуализмом) не блещущего, ничем вообще не блещущего, в коем смазливый современный молодой человек, имевший желание сделаться фотографом, а карьеру сделавший в качестве модели (оно ж и проще, и приятней!) имеет одну за другой, а то и двух-трех одновременно истеричных поклонниц, пьет и нюхает что попало, но на совесть, и за всеми этими бездарными ужимками и прыжками третьеразрядных лицедеев наблюдает зачем-то Малколм Макдауэлл, актер, который кое-что когда-то давно в искусстве мог ("О, счастливчик!", "Калигула", наконец - что гораздо слабее - "Цареубийца").
Макдауэлл - дьявол форменный, но уж никак не арбитр изящного вкуса, не ego и не alter ego Уайльда (староват уж, отнюдь не голубоват и вообще со времени переезда на жительство в Голливуд герой боевиков и ужастиков) - похоже, может и сейчас. По крайней мере, на фоне остальных Дорианов. Остальные же...
Ужасно плохой фильм, просто какой-то беспомощный, чтоб не сказать уродливый. Ну и спаривались-страивались бы себе на здоровье - зачем же было обращаться к самому трагичному и самому великому из всех эстетов Оскару Уайльду?..
А еще вопрошаем: отчего, мол, молодежь классических книжек не читает? Оттого что знакомится с их содержанием по бездарным экранизациям. Между прочим, у Уайльда были дети. Наверное, и сегодня имеются наследники. Я бы на их месте в суд подал на господина Гольдштейна, режиссера и продюсера похабного "Дориана".
Фильм «ДОРИАН ГРЕЙ»
Год выпуска: 2001
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие