Удивительный фильм: длиннющий и не захватывающий, но не отпускающий от экрана до последнего титра, холодноватый и принципиально не мелодраматичный, но заставляющий переживать как собственные все перипетии робинзонады своего одновременного отстраненного, остраненного и глубоко символичного героя в мире - нашем, нашем, нашем - намеренно детализированном, и потому тоже остраненном и символичном. Фильм как бы специально документализированный, фильм как бы провозглашающий: это было, это было именно так, это было именно с этим человеком. И с этим миром.
Не: ТАК МОГЛО БЫТЬ, то есть не выдумка, не художество, ни в коем случае НЕ ИСКУССТВО; но именно: ТАК БЫЛО. И, конечно: ТАК МОЖЕТ БЫТЬ. И оттого - вдвойне, втройне ИСКУССТВО.
Последнее - ТАК МОЖЕТ БЫТЬ, то есть так ЕЩЕ может быть - ужасает, последнее же, кроме того, укоряет всех тех, кто из реального кошмара бытия извлекает сентиментальные ужастики художеств, вроде спилберговских "Шиндлеров" и "Райанов". Фильм, если угодно, приговаривающий спилберговский Голливуд - фабрику грез, к тем же испытаниям (хотя бы на экране), что довелось пройти Европе, ее культуре, ее людям, народу Романа Поланского, народу персоны нон грата в государстве США.
Но государство государством, а Голливуд Голливудом. Присуждение главного "Оскара" "Пианисту" может означать и способность американских киноакадемиков понимать что есть что и кто есть кто в кинематографе, и - скорее всего - политкорректность (политиканство), продиктовавшую господам из Голливуда необходимость такого решения. К тому же и соперники "Пианисту" достались не равные: скучноватые и сюрно-красивые "Часы", добротная, но несколько кукольная "Фрида", даже и "Чикаго" - блестящий, но в драматургическом смысле стандартный мюзикл... Все это нисколько не умаляет высшей закономерности победы Р. Поланского: страшный и холодный как лед, снятый, сыгранный и, конечно же, озвученный, что называется, по гамбургскому счету, "Пианист", должно полагать, пополнит ряды киноклассники.
О самом же фильме, его сюжете, его драматургии, сухо и точно переведшей в визуальный ряд словесные воспоминания польского еврея Владислава Шпильмана о времени оккупации Польши гитлеровской Германией, о поголовном истреблении всего еврейского населения страны, о куда более одинокой, страшной и безысходной, нежели робинзонада йоркского моряка, робинзонаде "последнего из варшавских евреев", пианиста Владислава Шпильмана - рассказано в печати и в Сети уже так много, что нет смысла повторяться.
Холодный ужас происходящего, от противного подчеркивающая его музыка европейских романтиков, глаза правых и виноватых, судимых и неподсудных, виновных и... Нет, безвинных не было. Не безвинен и тот доблестный немецкий офицер, что не расстрелял, а накормил одичавшего музыканта. Не безвинен и сам музыкант, не сумевший позднее оказать помощь тому, кто по существу спас его. Не было безвинных, были лишь виновные. Способные осудить себя - и не желающие этого делать.
Об этом-то по большому счету, наверное, и фильм Поланского, и мемуары Шпильмана. И в этом-то, наверное, укор Спилбергу, если не суд над городом и миром, Голливудом и искусством, человеком и человечеством.
Фильм «ПИАНИСТ »
Год выпуска: 2002
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие