Чернокожий режиссер Спайк Ли работает преимущественно в жанре драмы, достаточно часто рассказывает о черно-белой любви, но в этом нью-йоркском фильме внимание его сосредоточено на проблематике общечеловеческого уровня, речь ведется о взаимоотношениях современного человека и всегда враждебного ему общества. Картина глубоко социальна и глубоко психологична. Ее герои - трое друзей на четвертом десятке - каждый по-своему решают проблемы выживания, каждый по-своему осуществляют выбор между одиночеством и любовью, предательством и самопожертвованием, между свободой и несвободой.
Мелкий наркодилер, связанный с русской мафией, подбирает однажды на улице избитого пса. Этот поступок считает он единственным добрым делом, совершенным за всю жизнь. И этот поступок круто меняет если не его жизнь, то психику, ибо с этих пор он уже не одинок и - более того - несет ответственность за живое существо. Встретив далее совсем юную латиноамериканку, герой - первым из трех друзей - обременяет себя семьей и несет ответственность уже не только за собаку, но и за человека. Друзья же его, кажется, продолжают оставаться взрослыми детьми, хотя один из них и преподает в колледже, то есть вообще говоря отвечает перед самим собой и обществом за десятки юных душ.
Когда нагрянувшая в дом к герою полиция, очевидно осведомленная кем-то из близких о том, что наркотики он хранит в своей квартире, легко обнаруживает запасы травы, подозрение его падает на подругу. Однако, она ли это - еще предстоит выяснить (как и многое другое о себе и друзьях) симпатичному и, в общем, не очень-то мужественному герою Эдвара Нортона, которому грозит семилетний срок. Вряд ли он его выдержит, и все близкие понимают это. Друзья устраивают ему последнюю вечеринку в баре, где за ночь выявляются не только истинные виновники его обрушившейся жизни, но и истинные лица всех окружающих.
Современный человек слаб и изнежен - как бы утверждает фильм Спайка Ли, но это еще не значит, что мужество ему не по плечу. Современный мир как всегда жесток по отношению к человеку. Но в конечном счете всё зависит только от самого человека, от того, на какой выбор он способен, от того, чего в человеке больше - самолюбия (и значит - трусости) или гуманности (и значит - мужества, способности на подвиг). Даже за два часа до тюрьмы у героя, накануне еще в отчаянии (в прозрении или, наоборот, ослеплении - вопрос, блистательно заданный режиссером в центральной сцене картины) произносившего Америке, себе самому и всему мирозданию справедливые, в общем-то, проклятия, остается выбор: навсегда бежать из Нью-Йорка куда-нибудь в забытую Богом и правосудием провинцию (и там прожить новую, быть может, долгую и даже счастливую жизнь) - или пойти на заклание.
Картинки альтернативной судьбы, проносящиеся перед глазами героя, со всей очевидностью отсылают зрителя к фильму Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа", где экранному Иисусу выпало выбирать и переживать то же самое. Иисус, пройдя искушение, выбрал крест; машина, в которой отец героя "25-го часа" везет его к зданию суда, с родительской (или демонической) любовью предлагая сыну последний решительный выбор, останавливается перед тюрьмой...
Очень сильный, в творчестве Спайка Ли, думается, лучший пока фильм, неброский и, я бы сказал, гармоничный, заставляющий вспомнить не только картину Скорсезе, но и, благодаря глубоким актерским работам, прежде всего Э. Нортона, - "Однажды в Америке" С. Леоне; фильм, исполненный тонкого психологизма и нарастающего от эпизода к эпизоду внутреннего напряжения, редкий фильм без истерик, пальбы и беготни, хотя персонажи его и обитают в криминальном пространстве самого большого и по видимости самого закрытого для нормальных проявлений человеческих чувств городе сегодняшнего мира.
Фильм «25-Й ЧАС»
Год выпуска: 2002
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие