Кинематографическая одиссея немецкого военнопленного, осуществившего совершенно невозможный в реальности побег из советского концлагеря, расположенного на мысе Дежнева, через всю страну до иранской границы. Одиссея, напоминающая, однако, не столько гомерову поэму, сколько рассказ Джека Лондона "Любовь к жизни", ведь основной путь бегущего пролегает по снежным пустыням Сибири. Одиссея - далее - добропорядочного семьянина, преследуемого личной местью чекиста, начальника концлагеря, заменяющего здесь (вероятно за отсутствием на пути бегущего морских просторов) Посейдона.
Совместный проект немецких, российских, британских и шведских кинематографистов, проект дорогой, в частностях решенный качественно и даже талантливо, лишенный - опять-таки в частностях - откровенного голливудского "мыла", практически всегда присутствующего в западных киношных экзерсисах на советско-российскую тематику, фильм, великолепно снятый классиком российского операторского искусства Павлом Лебешевым и озвученный музыкой классика же Эдуарда Артемьева. Оба мастера работали с Тарковским, оттого некоторые эпизоды картины напоминают великие ленты Андрея Арсеньевича, но лишь напоминают и лишь эпизодически.
"Мыло", увы, лежит в самой содержательной основе по сути не столько драматической, сколько приключенческой картины. Любой читавший Шаламова или Солженицына, знает, что из ГУЛага побег невозможен, тем более в тридцатые-сороковые, тем более из лагеря колымского и уж еще тем более побег немецкого военнопленного. Любой имеющий хотя бы некоторое представление об истинных реалиях советской жизни того времени знает также, что никакой начальник колымского (да и любого другого) лагеря ни во имя чести мундира, ни из личной мести не будет гоняться за беглецом по всей стране - у него таких миллионы. Лагерная пыль - она и есть пыль, чего за ней бегать!..
Посему приключенческая эта лента в основе своей имеет не реальность, не документальную или честную мемуарную литературу (к сожалению, ничего не могу сказать о романе Бауэра, лежащего в основе сценария, - с книгой не знаком), а предшествующие ей фильмы, типа и, к сожалению, уровня "Врага у ворот" Ж.Ж. Анно (см. рецензию на нашем сайте) или - что ближе - "Восток - Запад" Р. Вернье.
Общее впечатление можно сформулировать примерно так: достаточно любопытные сами по себе и порой талантливые эпизоды, качественно снятые и разыгранные более интересно и психологически правдоподобно, нежели в том же насквозь анекдототическом "Враге у ворот", к сожалению, не складываются в сколько-нибудь достоверную и художественно убедительную трагигероическую историю противостояния человека и тоталитарной системы, личности и "века-волкодава", без которого (противостояния) одиссея ХХ века немыслима. А потому интересен и - в меньшей степени - полезен этот фильм (кстати сказать, содержащий ненормативную лексику) может быть лишь подросткам - как преддверие к чтению серьезной и правдивой литературы из новейшей истории.
Фильм «ПОБЕГ ИЗ ГУЛАГА»
Год выпуска: 2002
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие