Первое, что завораживает зрителя - великолепная музыка. Затем в дело вступает камера, встраивающая видеоряд картины в изысканную, исполненную изящной пластики, стилистику современного европейского кино, но одновременно и недвусмысленно напоминающая об истоках немецкого постмодерна в кинематографии - о фильмах Шлёндорфа, Херцога, Вендерса и - прежде всего - Фассбиндера.
Так, совершенно естественно совмещая Вендерса и Фассбиндера с Тарантино и Гаем Ричи, и рассказывает Глазнер по сути феллиниевскую историю сегодняшней Кабирии, заставляя грубоватую и некрасивую коротышку, мечтающую о славе профессиональной модели, выбирать между грубой "солдатской" любовью ее сожителя - мелкого гангстера и владельца ночной дискотеки - и гипотетическим миром самостоятельности и свободы, какового для нее, разумеется, не существует, поскольку все дороги всего мира ведут либо в грохочущий люминесцентный зал дискотеки, где сжигают жизнь наркоманы и шлюхи, либо в потайное помещение над этим залом, где скалываются с круга некоронованные короли Миллениума - крестный родитель города, трансвестит с разноцветной татутировкой в половину обритого черепа, и грудастая свита его/ее телохранительниц.
Третья сторона любовного треугольника - талантливый ди-джей, прикидывающийся слепым (М. Бляйбтрой) ради сначала заработка, потом ради спасения жизни друга, наконец - потому что в угарном мире конца тысячелетия выжить может разве что безвредный инвалид.
Сюжетный камень преткновения - дипломат с наркотиками. Владелец клуба должен доставить его свирепому трансвеститу, но никак не может заполучить, потому что автомобиль гангстера, в багажнике которого дипломат покоится, в порыве отчания захватывает наша Кабирия. Она мечется на колесах по неспящему городу на пару с симпатичным ди-джеем (полюбившим ее? уставшим от жизни? слабовольным интеллигентом-хлипаком? - верно любое утверждение) ночь напролет, ссорясь, совокупляясь, танцуя под дождем (уже только ради одного этого дивного танца из старинного американского мюзикла, снятого в постфассбиндеровской стилистике и великолепно исполненного новой Кабирией - Николетт Крибитц, фильм надо посмотреть обязательно!) и как бы обещая зрителю знаменитую финальную улыбку Джульетты Мазины...
"Ночи Кабирии" Феллини обошлись без убийств (если не считать убитой души, но то душа - коли она есть, человек способен к возрождению). Тема классического итальянского фильма, скорее всего, торжествующая надежда на конечную победу гуманизма. "День Ди-Джея" (тематически картина тоже небезнадежная, но, как и всякое честное сегодняшнее художественное произведение, весьма далекая от сколько-нибудь оптимистического взгляда на бытие) завершается гибелью всех негодяев, даже и тех, кто способен на любовь, ибо нынешний негодяй уже ничего не боится и ничем не склонен свою греховность оправдывать: я - как мир, а мир - мой!
Финал фильма - единственно возможное верное решение! - открытый: помятые, побитые, но НЕ МЕРТВЫЕ герои Кребитц и Бляйбтроя вновь танцуют - на обочине междугородной магистрали, в размыто-кровавом зареве рассвета, в присутствии свежего трупа любовника героини... танцуют спотыкаясь, хромая, в преддневной тишине, без музыкального сопровождения, но все-таки - танцуют. Любовь?.. Обретенная надежда на счастье?.. Куда там - просто потому что живы, просто потому что мужчина и женщина! Танцуют танго без намека на страсть, без улыбки, всерьез как по производственной необходимости - как бы выживая и оживая, Бог весть для чего и надолго ли...
Так ведь, собственно, брела-танцевала и Кабирия Мазины, чья знаменитая улыбка коротким намеком промелькнула, так и не озарив лица - нет, вовсе не героини, а единственного во всей этой истории склонного к чувствительности (потому что музыкант) ди-джея. Промелькнула, не разродившись, - и под пронзительную мелодию уступила место наезжающим из черноты финальным титрам.
Очень хороший, просто превосходный фильм!
Фильм «ДЕНЬ ДИ-ДЖЕЯ (ФАНДАНГО)»
Год выпуска: 2000
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие