Эпиграфом к "Опасным играм алтарных мальчиков" смело можно было бы поставить фразу Стивена Кинга, если мне не изменяет память, из повести "Тело" ("Труп"), смысл которой сводится к тому, что нормальные мальчишки не живут, а скорее выживают, постоянно балансируя на лезвии бритвы. Если мы вспомним хотя бы повести Марка Твена о Томе Сойере и Гекльберри Финне, то и согласимся, конечно же, с Кингом. Алтарные мальчики, то есть современные подростки из американской глубинки, учащиеся школы св. Агаты, возглавляемой педагогами в сутанах, - настоящие современные Томы Сойеры, воспитанные на комиксах, пентхаузах, видео и пепси. Они шалят просто так - потому что мальчишки; они шалят и в знак протеста против воспитателей, запрещающих им многое из того, что составляет суть американской "культуры" - явно и тайно пропагандируемую средствами масскульта под маркой свободы вседозволенность. Последние шалости граничат с преступлениями и финале картины подтверждают мысль С. Кинга, унося жизнь одного из персонажей.
Главный герой картины - художественно одаренный подросток, проводящий свои дни и ночи в параллельных пространствах приключений реальной мальчишеской компании и - фантастических грез, запечатлевающихся его рукой в альбомных листах. Мальчик одновременно и мечтатель, и реалист. Противоречия реальности в его картинках претерпевают героические превращения, но не обретают желаемого хэппи-энда, фантастическое же alter ego ребенка психологически закономерно начинает довлеть над его реальным "Я" и в действительности. Ситуацию осложняет первая любовь, разделенная, но не счастливая, поскольку славная, в общем, соседская девочка имеет явную склонность к инцесту. В конечном итоге измученные тяжкой обузой созревания детские души, не находя понимания ни у родителей, ни у педагогов (те и другие - вовсе не монстры, однако и те, и другие хуже чудовищ - равнодушны), прямо по Кингу, срываются с "лезвия бритвы".
Фильм хорош, умен, однако, как и всякая серьезная голливудская продукция, - слишком уж "вещь в себе" (чем, на мой вкус, и уступает, например, месхиевской "Американке", и пересматривания, и переосмысливания предполагающей), то есть рассказан и разыгран от корки до корки. Отсюда и благоприятное художественное впечатление, и невозможность "чтения после чтения" - все сказано в тексте.
В заключение, как говорится, "отдельное спасибо" Джоди Фостер, вложившей в ленту не только деньги, но и артистический дар. Ее небольшая роль увечной учительницы-святоши, как бы сошедшей со страниц Диккенса, стоит, быть может, всех остальных в этом фильме о детях, но для совершеннолетних зрителей.
Фильм «ОПАСНЫЕ ИГРЫ (ОПАСНЫЕ ИГРЫ АЛТАРНЫХ МАЛЬЧИКОВ)»
Год выпуска: 2002
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие