"Банды Нью-Йорка" - почти трехчасовая лента классика американского кино Мартина Скорсезе, рассказывающая историю борьбы за выживание нескольких разноплеменных группировок "на дне" крупнейшего мегаполиса США в эпоху гражданской войны. В картине есть, на первый взгляд, главный герой (Л. ДиКаприо) и главный злодей (Д. Дэй-Льюис), однако по ходу этого киноромана они, если не меняются ролями, то, по крайней мере, заставляют зрителей задуматься, подлинно ли праведно оно, дело первого, и в самом ли деле совершенно черна душа второго.
Быть может, силе зрительских сомнений способствует безусловно талантливая игра Дэй-Льюиса и безусловно же как обычно бездарное позирование перед камерой ДиКаприо. Вообще говоря, "Банды Нью-Йорка" - это своего рода продолжение, или точнее предыстория (неформальная, конечно) "Крестного отца", в том смысле, что злодейство злодеев выглядит подчас более оправданным, по крайней мере, по-человечески понятным, нежели героизм представителей порядка. Ибо - кто их устанавливает, человеческие порядки, ежели Господни заповеди в Новом Свете никогда, выходит, не работали, как, скажем, ельцинские законопроекты у нас.
Фильм крепкий, длинный, как всегда у Скорсезе, и как всегда, немножко, на мой взгляд, излишне подробно, то бишь затянуто, исследующий тему предательства. В данном случае предательство это вроде бы морально оправдано, поскольку герой мстит за убийство своего отца. Однако предательство есть предательство, и в высшем смысле таковым и остается, несмотря на кажущуюся нам, людям, его осмысленность. А потому оно влечет за собой неизбежное разрушение надежд человека, его души и самой личности. Ибо мщение - есть предательство человеком самого себя, такого, каким Господь, заповедавший несколько непреложных истин человеческого бытия и общежития, его, человека, создал, да, наделив свободой воли, но, исходя все-таки из тех же заповедей, то есть в совсем иных целях.
Об эстетике картины говорить трудно, поскольку я смотрел ее в плохой кинокопии, но то, что удалось увидеть, напомнило мне лондонские трущобы, какими их представляли старые экранизации романов Диккенса.
Рекомендую же фильм прежде всем тем, кто ищет в кино не развлечения, а серьезного труда для души и ума, - разумеется, по выходу в прокат лицензионной кассеты.
Фильм «БАНДЫ НЬЮ-ЙОРКА»
Год выпуска: 2002
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие